Милый добряк Миякава Фунао по сути своей был храбрым воином. Японский Грибоедов. Лев в обличии Чеширского кота. 24 сентября 1945 года он забаррикадировался в своей дип.миссии в Харбине (он был генеральным консулом) и сопротивлялся изо всех сил, пытаясь защитить людей, которые с ним работали, хотя было понятно, что все равно они проиграют.
Вот где пригодился опыт революций в Петербурге-Петрограде, где он жил с 1911 по 1918 год. Потом он работал Ген.Консулом во Владивостоке, советником только что открывшегося посольства Японии в Москве. С 1937 года служил генеральным консулом в Харбине, где был арестован советскими войсками. 28 сентября 1945 года этапирован во Владивосток, потом в Москву, где умер 29 марта 1950 года в тюрьме Лефортово от внезапного приступа перед самым своим освобождением в возрасте 59 лет. Фунао Миякава родился в Токио в 1890 году. В 1908 году поступил на факультет русского языка Токийского института иностранных языков. В 1911 году, ещё будучи студентом, он прошёл экзамен на заграничную стажировку от японского МИДа и в тот же год поехал учиться русскому языку в Петербург. Он был студентом до 1914 года. В 1914 году он стал официальным сотрудником японского посольства в Петрограде.
Исполнял должность секретаря-переводчика с 1914 по 1918 год. В русских бумагах его должность называлась «чин канцелярии» . Он очень хорошо говорил по-русски и был одним из первых японских дипломатов, специальностью которых ещё в институте были русский язык и литература. Будучи студентом, в 1913 году он переписывался с Максимом Горьким.
Вот отрывок из письма Максима Горького Фунао Миякава: «Мы, русские, так мало знаем о Вашей родине, мощное развитие которой я считаю самым чудесным и благотворным явлением последнего времени.» Всю свою жизнь Миякава провёл на передовой русско-японских отношений. В апреле 1941 года он приезжал в Москву в качестве переводчика Министра Иностранных Дел Ёсуке Мацуока на подписание Советско-японского пакта о нейтралитете.
Его лицо отчётливо видно на фото ( стоит слева, на него смотрит Сталин). Не исключено, что Сталин его знал с ещё дореволюционных времён. Он переводил настолько хорошо, что Сталин даже неожиданно приехал на Ярославский вокзал лично проводить японскую делегацию и этим подчеркнуть важность советско-японской договоренности. Это был единственный случай, чтобы Сталин приехал на вокзал. Сталин сказал министру Мацуоке: « Вы азиат и я азиат... Если мы будем вместе, все проблемы Азии могут быть решены.» (Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией, а также Декларация о взаимном уважении территориальной целостности и неприкосновенности границ Монгольской Народной Республики и Маньчжоу-Го был подписан после нескольких дней переговоров между Председателем Совнаркома СССР и народным комиссаром Иностранных дел товарищем В.М.Молотовым и Министром иностранных дел Японии господином Иосуке Мацуока в Кремле. В переговорах принимали участие товарищ Сталин, со стороны Японии - японский посол в Москве господин Татэкава).
В августе 1945 года Миякава встречался в Токио с советским послом Маликом и передал желание и готовность императора Хирохито и Правительства договориться со Сталиным. Но исторически это было невозможно. Похоронен Миякава в Москве , на новом кладбище Донского монастыря.
Его могилу регулярно посещают первые лица Японии (премьер-министр, министр иностранных дел и пр.) и отдают дань уважения этому неординарному человеку, который всю жизнь отдал работе с Россией. В то время было очень мало дипломатов, которые работали бы только в России и сопредельных государствах. Он один из них.
Миякава Фунао- сын японского дракона, который умер и похоронен в Москве.
Автор: Светлана Хруцкая