Найти тему

Проблемы с правописанием НЕ со словами? Попробуйте так! (для учителей, родителей и учащихся, которые сами занимаются)

Прежде всего – необходимо чётко отличать части речи.

Особенно – прилагательное от причастия. В статье о Н и НН я уже рассказывала об этом. Повторюсь:

1. Увидели слово, отвечающее на вопрос «какой?», задаёмся вопросом «Почему?» – если в ответе присутствует действие – Это ПРИЧАСТИЕ

2. Если же в ответе на вопросы «какой?» «почему?» нет действия , это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слова на «чий» и с суффиксом «тельн» – тоже прилагательные. (не морочьте голову с отглагольными прилагательными!)

3. Надо отличать ДЕЕПРИЧАСТИЯ (попробовать вопрос КАК? И опять ориентируемся по действию). Основные вопросы: что делая? Что сделав?

4. Далее надо, чтобы глаз привык видеть слова, которые без не не употребляются. Их список легко найти.

5. В остальном надо стараться заучить те случаи, когда пишется раздельно. Советую не зацикливаться на пункте о слитном написании по причине того, что можно заменить синонимом. Это, конечно, правильно. Но дети подберут в любом случае! Можете проверить, заставив проговаривать выбор написания.

Итак, случаи раздельного написания (для слабых показать оговорить: не один, не стол ,не надо)

Сущ,прилаг. +нареч.(на о/е)

1. Противопоставление

Не/ ,а(но) по смыслу!!!! (то есть негромкий, но стремительный ручей)

2. Слова-магниты оттягивают на себя:

Вовсе НЕ

Отнюдь НЕ

Нисколько НЕ

Ничуть НЕ

Далеко НЕ

3. СОСТОЯНИЕ (каков?)

(не рад, не готов…)

4. Никому/ничему не нужен

5. Со сравн. степенью- не менее, не меньше , не тише и т.д.

Местоимения (2 слова не бывает!!)

3 слова 1 слово

Ни/у/кого никого

Наречия с НЕ и НИ запомнить!!

не сразу________________ незачем, некуда, нипочём

Причастия

6. В обороте (рядом стоящее слово ещё образует оборот)

7. Краткая форма (в словах много действия, заканчиваются на –н/т;на/та;-но/то (и можно понять КЕМ?ЧЕМ? произведено это действие: нарисовано кем-то)

Глаголы, деепричастия (95% -раздельно)

!!!!!!Любимая ошибка «незнаю» Слабым – проговаривая, записать несколько раз «НЕ знаю»

+ не до.. (разовое явление) НЕДО (постоянное явление)

Не доел недоедал (недоедание)

Чтобы сформировать устойчивый навык, распечатайте этот «путеводитель для мысли» или пусть сам спишет. При рассуждении (обязательно раз 10 вслух) направление такое: проверяем случаи раздельного написания, если нет – слитно. Разрешайте смотреть на этот алгоритм! Чем чаще будет смотреть, тем лучше: сработает зрительная память, появится привычка сомневаться в себе (отсутствие этого - одна из основных причин низкой грамотности!)

Найдите хорошие онлайн тесты. Их сейчас много.

Удачи!