Они уверовали в то,
Что в этой жизни серой
Мир без оттенков и цветов -
Он только чёрно-белый.
"ЧБ", Бродячий цирк
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Все мы в свое время были подвержены юношескому максимализму: кто-то больше, кто-то меньше. В творчестве подобные черно-белые мотивы особенно хорошо заметны. Но если в жизни такая категоричность глупа - те, кто не с нами, не обязательно против нас, то в творчестве черно-белая экспозиция может быть просто художественным приемом, подчеркивающим освещаемую проблему, нисколько не вредя самой книге, и даже наоборот, делая ее лучше. "Дети Хаоса " как раз из таких черно-белых книг, несмотря на собственный катехизис, второстепенных персонажей и Егорушку. Но в этом ее главная прелесть.
Итак, перед нами история о жизни и смерти трех главных героев: Ильи, Матвея и Ани. Их судьбы настолько сильно не похожи друг на друга, что просто не могли не пересечься. Впрочем, есть момент, в котором все трое очень сильно похожи: все трое предельно категоричны в своих убеждениях, что встреться они мне в реальной жизни, то самой первой реакцией было бы - обнять и плакать. И это, собственно, наша команда по спасению мира, потому что мир надо спасать: еще в прологе нам показали деточку Люцифера, да и потом в первых главах полно намеков на разброд и шатание в тонких сферах. И нет, не пугайтесь, роман менее религиозен, чем может показаться из написанного выше. И даже нисколько не избит, а напротив имеет оригинальный фантдоп про хаос, порядок и ящики Пандоры. Это, кстати, вторая прелесть/ценность романа (его фантдоп то есть).
Но так как фантдоп и несет в себе главный спойлер, а мир по большей части наш с вами мир, то предлагаю перейти к обсуждению героев.
Лучше всего на момент, когда читал я, вышел Матвей. Вьюный анархист со взором горящим получился объемным и реалистичным именно из-за категоричности своих взглядов: политики ворье/жулье/преступники, которых расстрелять и точка, даешь анархию - мать порядка, стакан портвейна и закусь! Ладно, Матвей не совсем правильный анархист - портвешок не потребляет, матом не разговаривает и вообще скорее правильный чистоплюй - деточка, с которым все носятся и нянчатся, а он хавает их заботу и в ус не дует. Во время своих злоключений герой прекрасно раскрывается, меняется, разбивает свои монохромные очки, превращающие мир вокруг в черно-белую картинку, но чистоплюем все-таки остается до конца. Было бы забавно понаблюдать за ним после финальных титров истории.
Следующей из положительных персонажей идет Аня. В библейские времена она вполне бы заняла достойное место среди христианских великомучеников, вроде Софии и ее трех дочерей. Аня - классическая страдалица: все вокруг плохо, жизнь говно, денег нет, мачеха с отцом бухают, как не в себя, а ведь у них своих двое детей мелких, помимо самой Ани. Жизнь-боль, в общем. И любовь всей жизни из-за этой жизни-боли пришлось оставить. И вообще. Я когда таких героев вижу, мне в первую очередь хочется их добить, чтобы не мучились, но, как говорится, пипл хавает, так что нехай живет.
И вот к этой парочке белых и крылатых добавляется Илья: мажор, наркоман, не ставящий жизни других ни во что. А еще у Ильи редкая болезнь - он не чувствует боль. И довольно странно, что он так сильно не понравился Матвею, ведь по сути желали они одного и того же - революцию и Аню! Могли ж быть как Маяковский и Брик, но увы-увы... У Ильи самый большой потенциал из всех героев книги, на мой взгляд, он даже Люцифера обошел, но на момент, когда я читал роман, автор персонажа не дожала, не докрутила, не довертела. Роман, конечно, еще будет правиться, но, да простит меня Настя, предположу, что героя она таки не докрутит - такое случается, когда берешь не своего персонажа. А судя по Ане и Матвею, Илья вообще не понятно как к ней затесался, потому быть ему плохишом и продать родину за банку варенья и пачку печенья, а не раскрытие... Буду счастлив ошибиться
И если главные герои у нас максималисты-анархисты-страдальцы-революционеры, то второстепенные герои, даже эпизодические, чудо как хороши. Я вообще в первую очередь читаю ради героев, потому что сюжет, каким бы гениальным он не был, без героев ничто - просто некому сопереживать. Про мир вообще молчу - мир дело третье, а порой и вовсе четвертое, потесненное его величеством фантдопом/идеей. И вот тут было кому сопереживать кроме Ильи (да-да, Аня меня бесила, Матвей вызывал приступы хохота своими взглядами на жизнь, за Ильей было интересно наблюдать), мне пришлись по душе друг Матвея - Сидор и бомжеватый божок Егорушка. Оба они трикстеры, выдающие правду-матку по лбу героям, но изрядно смягчают ее шутками-прибаутками, делая мир лучше, а жуть веселее. Люблю трикстеров, в общем, трикстеров в президенты! Хотя нет, а то еще Жириновский получится у власти...
И по отдельности этот набор монохромных героев смотрится ни о чем, но вплетенные в сюжет встают на свои места и дают ту картинку, которую надо для истории, чтобы та получилась цветной, живой и интересной. Спектр штука такая, ога, преломление света, все дела. А когда еще и тени на это дело накладываются, совсем хорошо. И сюжет как раз именно это и делает: ведет героев через миры живых и мертвых, обрастает деталями, контрастами и смягчается полутонами легенд, отсылок и метафор.
Язык здесь, кстати хорош. Особенно в первой части, которую автор уже причесала. Но за вторую я не волнуюсь, потому что знаю, что в итоге качество текста придет к прекрасному единообразию (и избавится от эссе по творчеству Достоевского, как бы сильно я не призывал его почитать ).
Итого: интересная история с хорошим фантдопом и чудесными трикстерами. Любителям мистики и современной прозы рекомендую. Остальным по настроению :)