Алекс Пройас, режиссёр с весьма непростым происхождением (грек, родившийся в Египте, переехавший в Австралию и много работающий в Америке), после карьеры клипмейкера в игровом кино дебютировал в 1994-м году. Его первым фильмом стал недорогая и странная лента под названием «Воздушные духи, небесные гремлины». С этой антиутопической фантастики Пройас переключился на жанр мистического боевика и неожиданно прославился чрезвычайно стильным и мрачным фильмом «Ворон». Но известная трагедия, случившаяся на съёмках, едва и не вышибла навсегда греко-австралийца из режиссёрского кресла.
Понадобилось несколько лет, чтобы Пройас окончательно отбился от обвинений в смерти по неосторожности прямо на съёмочной площадке Брэндона Ли, отошёл от понятного шока, взял себя в руки и взялся за новый проект. Следующий его фильм получился не менее мрачным и депрессивным, чем «Ворон».
Фантастическую картину «Тёмный город» (Dark City) ушлые российские видео-производители наградили рекламным слоганом «посвящается кризису 17 августа 1998 года». Эту фразу писали на кассетах, чтобы привлечь зрителя. Срабатывало лучше, чем даже фамилия Кифера Сазерленда, проставленная здесь же.
В действительности никакого отношения действие фильма «Тёмный город» не имело к послекризисной России. Более того, вряд ли Пройас вообще был в курсе грандиозных финансовых катаклизмов, сотрясавших далёкую холодную страну и случайно совпавших с выходом его нового произведения на американские экраны. Фильм исследует гораздо более интересную и… глобальную, что ли, тему, иллюстрируя гипотезу, которая хотя бы раз в жизни приходит каждому человеку: «а что, если всё вокруг – лишь огромные подмостки, а мы, люди, – исполнители, развлекающие кого-то там – наверху».
Главный герой фильма Джон Мёрдок, очнувшись однажды от предательского сна, который окутывает всех его сограждан ровно в полночь, вдруг получает неопровержимые доказательства существования «стороннего наблюдателя» за земными жизнями. Взбунтовавшись против неведомых зрителей, Мёрдок (в исполнении статного британца Руфуса Сьюэлла) начинает собственное исследование окружающего мира и это приводит его к шокирующим открытиям.
Рванный, нервный монтаж, безрадостное декадентское изображение перетекли в «Тёмный город» из «Ворона», настраивая на глубокий, серьёзный просмотр. К сожалению, из-за ошибки продюсеров сюжетные тайны раскрывались зрителям в кинотеатральной версии раньше, чем это было задумано авторами, а повествование к финалу скатывалось в примитив. Хороших актёров сложносочинёнными образами не снабдили, и играть им в «Тёмном городе» оказалось почти нечего.
Кифер Сазерлэнд поначалу впечатлял нетипичной для него ролью замкнутого, пугливого профессора. Но на экране он появлялся слишком ненадолго, чтобы сделать из персонажа нечто большее, чем просто странного фрика. Красавица Джэннифер Коннели («Лабиринт», «Однажды в Америке») в «Тёмном городе» сказочна хороша, но и только. А актёр-интеллектуал Уилльям Хёрт, который в первое свое появление в кадре зачем-то играет на баяне «Синий платочек» (что бы это, вообще, значило?), вообще в фильм попал случайно, а потому растерянно болтался в эффектных декорациях фантастического города, подобно своему персонажу, не понимающему, что происходит вокруг него.
Замечательная идея воплотилась в простоватый фантастический триллер. Который ожидаемо провалился в прокате (мировые сборы ровнёхонько покрыли бюджет). Но со временем «Тёмный город» приобрёл культовый статус. И, в частности, благодаря тому, что многие продвинутые любители фантастики разглядели в нём предвестника «Матрицы» братьев Вачовски. Действительно, мрачной стилистикой и - главное - схожестью главной идеи фильмы кажутся близкими родственниками. Но даже не все поклонники его догадываются, насколько близки творения Пройса и Вачовски. Дело в том, то многие декорации и бутафория «Тёмный город» достались по наследству талантливым братцам и были использованы при создании «виртуального» мира «Матрицы».