Потерявший былую популярность эстрадный певец Андрей Ильин устал от жизненной суеты и семейных неурядиц. Он не может найти общий язык с женой, которая тоже поёт, но с куда большим успехом. Ильина раздражает назойливость дотошных журналистов, а творчество не приносит удовлетворения. Но вновь почувствовать счастье, вспомнить о романтических стремлениях молодости ему помогает встреча с незнакомым мальчишкой-непоседой, который объявляет себя его родным сыном.
Хороший сюжет для семейного кино? Безусловно! Получилось ли кино по нему хорошим? Нет! И даже талант именитого режиссёра не слишком помог. А почему? Давайте разберёмся.
Фильм назывался «Привет от Чарли-Трубача» и снят был в 1998-м году Владимиром Грамматиковым. Родившийся в моём родном Свердловске (как Екатеринбург назывался в 1943-м году), Владимир Александрович прославился и как актёр небольших ролей в многочисленных фильмах (от «Белорусского вокзала» до «Адмирала»), но в первую очередь — как постановщик детских и подростковых фильмов. И хоть есть в его фильмографии явные провалы (я пропагандистское кино «Руки вверх» имею в виду в первую очередь), Грамматикова даже, пожалуй, можно считать последним великим отечественным «детским» кинорежиссёром. «Шла собака по роялю» и особенно — «Усатый нянь» — врезались в память советской детворе на долгие десятилетия.
А ещё за Грамматиковым есть такая заслуга перед мировым кинематографом, как открытие Кристиана Бэйла. Ведь именно он первым снял будущую голливудскую звезду в главной роли — в сказке «Мио, мой Мио» 1987-го года.
Нюх на талантливых деток у Грамматикова был. Но в случае с «Приветом от Чарли-Трубача» на Грамматикова напал какой-то творческий «насморк», напрочь перебивший режиссёрский нюх на таланты. Мальчик, выбранный им в фильм, на этот раз оказался совсем «деревянным». Во всех сценах у него абсолютно одно и то же выражение скучающего безразличия на лице. С телом, видимо, тоже был «затык», поэтому почти всюду «неофициальный сын звезды эстрады» показан в фильме крупным планом и лишь изредка — на общих. Ну, скорее всего, потому что двигался, с грацией робота.
Впрочем, Алёша Зотов — не единственное «дерево» в фильме и уж точно не единственный мискаст. Ирина Розанова, при всём своём таланте, никак не тянет на «популярную певицу». И, словно понимая это, похоже, даже не пытается играть.
Ещё большие проблемы с главным героем. Грамматикову кто-то сказал, что «кумир миллионов» должен выглядеть как мордоворот а-ля Богдан Титомир с щетиной Талькова и кудрями Леонтьева! Смотрится нелепейшим образом! Звучит ещё хуже — поёт какую-то попсовую пошлость с таким пафосом и «напрягом», словно какие-то рок-шедевры на все времена исполняет. Впрочем, тут-то как раз приходится поверить — народ у нас действительно падок на такую попсятину. Ничего плохого не могу сказать про актёра Валерия Ярёменко (я просто нигде его больше и не помню), но здесь — полнейшее непопадание в роль и наигрыш.
С юмором у этой «комедии» тоже беда. Нелепые наушники в виде огромных ушей уместно бы смотрелись в более эксцентричном фильме. Здесь они выглядят просто странной идиотией и намекают на то, что режиссёру отказал не только нюх на актёров, но и чувство юмора. А как вам ванна, наполненная... картошкой? Ну, да! Нам предлагают посмеяться и над этим.
Хотя, смешные моменты всё же есть (например, сцена, где главный герой разбивает чужую машину, приняв её за свою). Да и удачные актёрские работы есть. Юрий Степанов в роли скромного телохранителя, которому месяцами не платят зарплату, как минимум симпатичен. Сергей Колтаков в образе ушлого, предприимчивого, но всё же добродушного продюсера — выше всяких похвал.
Фильм вообще получился на удивление «добрым». При том, что «деревянный мальчик» тыкает всем взрослым подряд, при том, что персонажи друг перед другом выёживаются, а главный герой и зло ругнуться может в чей-нибудь адрес или пригрозить «сыну» убийством (немыслимое дело для жанра!), интонации остаются на всём протяжении фильма светлыми и беззлобными. И вот в этих интонациях-то как раз талант Грамматикова всё же на экран местами пробивается. И это особенно удивительно, ведь на фильме лежит отчётливая печать «лихих 90-х», которые были какими угодно, но только не «добренькими».
Персонажи постоянно «мутят» какие-то сомнительные схемы с концертными выступлениями, продажами и обменами машин, с продвижением сомнительных товаров (вы же помните про лопоухие наушники?). При этом они постоянно мучаются безденежьем. «Мерседес» у них — почти культовая вещь, а появление заезжего иностранца ожидается с благоговением, как почти гарантированное решение всех проблем. Не обошлось в «Привете от Чарли-Трубача» и без обязательных для кино 90-х «братков». Только они здесь тоже «грамматиковские» — дружелюбные какие-то и даже заботливые.
Увы, фильм и сам по себе — детище 90-х, когда халтурить в кино было нормой. Фильмографию испортить не боялись, халтурили безбожно все, ссылаясь на то же самое безденежье, на дефицит, на бесконечные бытовые проблемы. Вот и «Привет от Чарли-Трубача» — халтура от хороших актёров, хороших сценаристов (а один из них, на минуточку, Георгий Данелия!) и хорошего «детского» постановщика.
Для Владимира Грамматикова «Привет от Чарли-Трубача» остаётся последним хоть сколько-нибудь заметным фильмом. После он снял ещё парочку телесериалов, несколько полнометражных кинолент. Но... вы что-нибудь о них слышали?