Существует еще коллективная, корпоративная справедливость: что справедливо для одного коллектива, для другого коллектива-содружества, большего или меньшего, не является справедливостью. Без стереотипов-страшилок – змеев горынычей и кощеев – никто не обходится. Коллектив ищет их за забором, соседний коллектив делает то же самое – с другой стороны забора.
Коллективная правота в итоге всегда утверждалась исключительно через силу, и этой силе всегда придавался исключительный статус божественной справедливости, потому что побеждались не люди, а кощеи, змеи горынычи – т.е. гады и всякая нечисть. В общем-то, люди жили во времена откровенного тотального геноцида. Чтобы людей уничтожали как тараканов, в них и должны были видеть насекомых – нелюдей.
Потом, спустя многие колена, можно и покаяться, это может быть и искренне – но это же потом. И это не может восстановить справедливость. «Извини за геноцид или за разруху» – это не восстанавливает потери и не лечит раны. Но все-таки и это уже неплохо: это значит, что среди людей появляются сострадательные, ответственные души.
Что я хочу сказать. Эго всегда становилось в позу справедливости с большой буквы, и все этим всегда гордились. Мы же знаем – Змей Горыныч и Кощей живут за тридевять земель и за забором, а если у нас нечисть своя какая-то и была, то она почему-то не среди людей обитала, а в болотах жила. Эго вроде как есть – но оно почему-то всегда за забором, а другой взгляд это непатриотично. И так в любой культуре и традиции.
Внушается, что думать о себе правдиво – значит лишать себя силы. А что из такого «патриотизма» всегда и во все времена получалось – «извини за геноцид или за разруху», и это в лучшем случае, да и то нескоро и не всегда, и мало кто мог себе такое искренне позволить. А я почему-то считал: патриотизм и правда – синонимы. Сильный, благородный может и должен правде смотреть в глаза. А вот слабый тоже должен уметь правде смотреть в глаза. Нет других вариантов. И только для душевнобольного правда не имеет никакого значения.
Эго любой вариант мышления искусно подтягивает под себя. Эго среди политиков наипервейший политик – хитрец. Оно ищет место в сердцах, в умах человеческих, держит человека в сумраке, и в сумраке примерещивает то, что ему угодно.
Как человеку выжить в этом очень несправедливом мире без эго? Из выживания людей среди людей всегда создавалась героика, создавалась модель успешности, и потому у эго всегда есть возможность для набора рекрутов. Наиболее успешная модель становилась главной духовной, культурной традицией. Это свойственно всему миру людей – потому эго цветет и пышет здоровьем. Вот если бы Змей Горыныч и Кощей жили на Луне… – ну это «если». А пока они живут за забором, откуда на него ни смотри…
[ПРП 1.2:22–28]
<< к предыдущей части [ … ] к следующей части >>
©Мастер ХОРА, 2006
«Прогрессивно развивающаяся психика»