Всем привет!
После окончания Великой Отечественной войны Советскому Союзу требовалось обновлять общественный транспорт по всей стране, поскольку автобусов 30х гг. оставалось мало, к тому же они стали нерентабельными. Транспорта практически не было в небольших городах и сельской местности. И вот тут на помощь пришел простой, но очень востребованный КАвЗ-651, о котором я сегодня и расскажу.
Надо сказать, что изначально наш герой не носил имя КАвЗ. В 1949 г. на базе грузовика ГАЗ-51 был создан похожий автобус, именованный ГЗА-651:
Но для Горьковского автозавода, где и был налажен выпуск, этот автобус стал обузой: на ГАЗе нужно было всегда уделять больше внимания грузовикам.
Поэтому в 1952 г. производство автобусов перенесли на завод в г. Павлово-на-Оке, и наш герой стал обозначаться ПАЗ-651:
Но и там он долго не продержался. В конце 50х гг. завод полностью переключился на производство прогрессивного автобуса ПАЗ-652. Но он не мог перекрыть потребность в устаревших капотных автобусах, поэтому выпуск 651го наладили в уральском городе Курган, и автобус стал обозначаться привычным для многих наших соотечественников именем КАвЗ-651.
Автобус успешно эксплуатировался по всему Советскому Союзу, в основном на селе и в труднодоступных районах страны.
Но не поэтому он космополит, а потому что его производство было налажено не только в Кургане. Киев, Тарту, Тосно, Рига, Апшеронск – вот лишь малая часть городов СССР, где выпускались подобные машины.
Ко всему прочему, КАвЗ-651 не только обслуживал пассажиров. На его базе изготавливались фургоны, доставлявшие промтовары в сельскую местность:
И версия со всеми ведущими колесами, носившая индекс 663 и используемая в основном геологами:
Все эти машины оснащались одним и тем же двигателем объемом 3,5 л и мощностью 70 л.с. Для автобуса этот показатель маловат, но в те времена люди мало думали о скоростных качествах машин.
Важно было то, что 19 пассажиров могли относительно свободно разместиться на мягких сидячих местах, но стоять пассажирам было неудобно из-за низкого потолка:
Водителю же не давали расслабиться сильный шум, отсутствие гидроусилителя руля и ручной механизм в виде странного рычага, которым нужно было открывать правую дверь.
Но несмотря ни на что, автобус долго не сдавал свои позиции: в Кургане он продержался на конвейере до 1973 г.
Сегодня же в живых осталось мало этих автобусов. Они часто гниют или на свалках, или на дачных участках при использовании их как сарай. Однако некоторые автобусы стоят в качестве памятников, что значительно улучшает их положение:
Но больше всего повезло тем, которых решили сохранить для музеев. В Москве, например, сохранился ГЗА-651:
И КАвЗ-663:
А в Ярославской области хорошо сохранился экземпляр ПАЗ-651:
Видели ли вы еще где-нибудь такие автобусы? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!
Не забывайте подписываться в вк: https://vk.com/club201523079