Найти тему

КАвЗ-651 – настоящий космополит

Всем привет!

После окончания Великой Отечественной войны Советскому Союзу требовалось обновлять общественный транспорт по всей стране, поскольку автобусов 30х гг. оставалось мало, к тому же они стали нерентабельными. Транспорта практически не было в небольших городах и сельской местности. И вот тут на помощь пришел простой, но очень востребованный КАвЗ-651, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Надо сказать, что изначально наш герой не носил имя КАвЗ. В 1949 г. на базе грузовика ГАЗ-51 был создан похожий автобус, именованный ГЗА-651:

ГЗА-651. Источник фото: rus-texnika.ru
ГЗА-651. Источник фото: rus-texnika.ru

Но для Горьковского автозавода, где и был налажен выпуск, этот автобус стал обузой: на ГАЗе нужно было всегда уделять больше внимания грузовикам.

Поэтому в 1952 г. производство автобусов перенесли на завод в г. Павлово-на-Оке, и наш герой стал обозначаться ПАЗ-651:

ПАЗ-651. Источник фото: popmech.ru
ПАЗ-651. Источник фото: popmech.ru

Но и там он долго не продержался. В конце 50х гг. завод полностью переключился на производство прогрессивного автобуса ПАЗ-652. Но он не мог перекрыть потребность в устаревших капотных автобусах, поэтому выпуск 651го наладили в уральском городе Курган, и автобус стал обозначаться привычным для многих наших соотечественников именем КАвЗ-651.

Автобус успешно эксплуатировался по всему Советскому Союзу, в основном на селе и в труднодоступных районах страны.

КАвЗ-651 в Якутии. Источник фото: fotobus.msk.ru
КАвЗ-651 в Якутии. Источник фото: fotobus.msk.ru

Но не поэтому он космополит, а потому что его производство было налажено не только в Кургане. Киев, Тарту, Тосно, Рига, Апшеронск – вот лишь малая часть городов СССР, где выпускались подобные машины.

КАвЗ-651, выпущенный в Тарту. Источник фото: fotobus.msk.ru
КАвЗ-651, выпущенный в Тарту. Источник фото: fotobus.msk.ru

Ко всему прочему, КАвЗ-651 не только обслуживал пассажиров. На его базе изготавливались фургоны, доставлявшие промтовары в сельскую местность:

Источник фото: nacekomie.ru
Источник фото: nacekomie.ru

И версия со всеми ведущими колесами, носившая индекс 663 и используемая в основном геологами:

КАвЗ-663. Источник фото: autohis.ru
КАвЗ-663. Источник фото: autohis.ru

Все эти машины оснащались одним и тем же двигателем объемом 3,5 л и мощностью 70 л.с. Для автобуса этот показатель маловат, но в те времена люди мало думали о скоростных качествах машин.

Важно было то, что 19 пассажиров могли относительно свободно разместиться на мягких сидячих местах, но стоять пассажирам было неудобно из-за низкого потолка:

Салон КАвЗ-651. Источник фото: draw.razfill.ru
Салон КАвЗ-651. Источник фото: draw.razfill.ru

Водителю же не давали расслабиться сильный шум, отсутствие гидроусилителя руля и ручной механизм в виде странного рычага, которым нужно было открывать правую дверь.

Но несмотря ни на что, автобус долго не сдавал свои позиции: в Кургане он продержался на конвейере до 1973 г.

Сегодня же в живых осталось мало этих автобусов. Они часто гниют или на свалках, или на дачных участках при использовании их как сарай. Однако некоторые автобусы стоят в качестве памятников, что значительно улучшает их положение:

Памятник КАвЗ-651 в Новосибирской области. Источник фото: fotobus.msk.ru
Памятник КАвЗ-651 в Новосибирской области. Источник фото: fotobus.msk.ru

Но больше всего повезло тем, которых решили сохранить для музеев. В Москве, например, сохранился ГЗА-651:

Источник фото: artfile.ru
Источник фото: artfile.ru

И КАвЗ-663:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

А в Ярославской области хорошо сохранился экземпляр ПАЗ-651:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Видели ли вы еще где-нибудь такие автобусы? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!

Не забывайте подписываться в вк: https://vk.com/club201523079