В норме природа предполагает, что зрительное восприятие, - работа глаз и анализ зрительной информации, - развиваются сами по себе и никаких фантастических мер тут предпринимать не надо. Обычно так и происходит, но бывает по-другому: у ребёнка есть какое-либо нарушение зрения, которое пропустили в раннем возрасте или общая задержка развития, из-за которой зрение может формироваться неправильно или с задержкой.
Поскольку через глаза мы получаем большую часть информации из окружающего мира и они же являются базой для развития пространственного мышления, понимания речи в раннем возрасте, значение зрения трудно переоценить.
Малышу с незрелым зрительным восприятием сложно научиться первым пространственным представлениям - он может не различать размеры, цвета, фигуры, что ближе, а что дальше, у него будет хуже внимание.
Понимание речи формируется с задержкой, так как малышу не привязать образ предмета к слову - можно долго показывать ему куклу, но если видит только размазанное пятно или выделяет какие-то её отдельные детали, а не целостное изображение, то не факт, что в следующий раз при вашей просьбе "Дай/покажи куклу" он её реально опознает и даст.
Бывает и так, что у ребёнка вроде нормальное зрение, но он как-то странно себя ведёт. Например, многие родители детей с задержками развития отмечают, что малыш не смотрит в глаза, или смотрит как-то боком. Подобное поведение может быть связано с плохой обработкой визуальной информации.
Например, в глаза ребёнка попадает слишком много информации от лица, он не может её отдозировать и обработать, возникает перегрузка и чтобы её снять, взгляд отводится в сторону.
Может задерживаться развитие полей зрения. В норме дети к 4 годам видят 90-95% того же, что и взрослые. Но иногда зрение с височной или носовой границы из-за незрелости мозга может какое-то время быть хуже, чем должно. По этой причине малыши не видят чего-то, что они, как нам кажется, должны явно замечать. Из-за этого им бывает необходимо поворачивать голову, коситься, смотреть не туда, чтобы увидеть как положено, в связи с чем возникает ощущение, что боковое зрение у них работает лучше.
Раньше считалось, что работа над зрением целесообразна только у детей до 5-6 лет. Было устойчивое мнение, что если ребёнок долго не видел от рождения либо лишился зрения в раннем детстве, но потом ему всё же пролечили глаза, то хорошо видеть он всё равно не сможет - у нейронов в зрительной коре закончился критический период развития и они уже никогда не смогут создать полноценные связи.
Тем не менее, одно из исследований показало, что путем долгой реабилитации восстановить зрение можно пусть не полностью, но до почти нормального состояния не то что у детей, но даже и у от рождения слепых подростков.
С учётом того, что незрячие после тренировок начинают неплохо видеть, когда казалось бы прошли все разумные периоды восстановления, то для детей видящих, но с некоторой недостаточностью зрительного восприятия (путает цвета, не может запомнить фигуры, плохо с задачами на пространственное мышление), работа над зрением тем более целесообразна и может помочь с остальными навыками.
Как развивать зрительное восприятие?
В самом начале работа на дому может вестись над распознаванием и интерпретацией простых цветов, форм, окружающих предметов.
Важно: в том исследовании, которое я приложила выше, учёные обнаружили, что слепым удавалось значительно улучшить зрение через взаимодействие с объектами, которые либо сами двигались, либо их можно было подвигать, потрогать. Статичные изображения не давали таких результатов. Поэтому имейте ввиду, что тыканье в книжку с синим цветом или квадратиком хоть и имеет смысл, но куда больше ребенок получит от реального взаимодействия.
У меня с Лёвой освоение ни цветов, ни форм не вызвало особых трудностей как раз потому, что наше занятие было связано с практическими действиями. Например, сын мог сортировать шарики по цвету или фигуры по форме, мог кормить мишку фигурным печеньем разного размера, искать в крупе, скажем, только красные предметы.
Всё это давало ему возможность близко знакомиться со свойствами и непроизвольно их учить. Он умудрился быстро выучить не только основные цвета, но и оттенки: к 2,6 Лёва прекрасно отличал оранжевый, серый, розовый, фиолетовый. Невелико умение, но для маленького сенсомоторного алалика, по-моему, неплохо.
После основ нужно спрашивать с ребёнка уже не только цвета/формы, но и вещи потяжелее. К счастью, зрение в той или иной мере неизбежно развивается на занятиях, где требуется зрительная внимательность. Поэтому если вы занимаетесь с ребёнком такими вещами (карусель листается от заданий попроще к более сложным):
то знайте, что вы тренируете не только внимательность и мышление, но и зрение. То есть, отдельно для него почти ничего мудрить не надо. Тут ещё несколько примеров заданий на внимание, как слуховое, так и зрительное.
Поля зрения тоже нередко нуждаются в проработке. Но с маленькими детьми достаточно сложно что-либо тут придумать - требуется хорошее подражание, определённые знания и понимание инструкций. Поэтому то, что ниже, больше рассчитано на детей 4-5 лет +.
Тут может помочь гимнастика для глаз:
- Вправо-влево - нужно двигать глазами туда-сюда до предела, но без чрезмерного напряжения. Сделать 5-6 раз, после чего 30-40 секунд отдохнуть;
- Вверх-вниз - тот же принцип и количество повторов;
- Смотреть на кончик носа - удерживать так взгляд 15-20 секунд. После чего закрыть глаза и дать им полминутки отдохнуть;
- Ближе-дальше - посмотреть на предмет подальше несколько секунд, потом перевести взгляд на то, что поближе. Выполнить 5-6 раз;
- Жмурки - зажмуриться на 3-5 секунд и открыть глаза на 3-5 секунд - повторить 4-5 раз;
- Палец - ребёнок должен вытянуть руку и выставить указательный палец. Медленно сгибая руку, малышу надо смотреть на кончик выставленного пальца, пока он вплотную не приблизится к глазам. Смотреть на палец ещё 5 секунд, закрыть глаза и немного отдохнуть.
Для детей с достаточным уровнем знаний могут использоваться тренажёры для скорочтения типа таблицы Шульте, где малышу надо смотреть в центральную точку и, не бегая глазами, при помощи бокового зрения назвать все цифры. А ещё хороша пирамида - оба упражнения ниже (карусель листается):
Ещё несколько важных правил:
- На занятиях должно быть хорошее освещение;
- Характер деятельности должен чередоваться, чтобы зрение имело передышку;
- Развивающие пособия и игрушки хоть и не должны иметь лишние свистелки-гремелки (это отвлекает невнимательных малышей), но должны быть яркими - чтобы взгляд ребёнка хватался за них;
- Для первого рисования дети не случайно часто выбирают черный или тёмно-синий цвет - их лучше видно на бумаге. Поэтому на первые попытки лучше всего иметь под рукой именно их;
- Буквы в букваре должны быть яркими и крупными, чтобы ребёнок тратил время на чтение, а не на напряжение глаз, пытаясь разобрать, что же там накарябали составители;
- Для первых прописей лучше покупать белые тетради с яркой клеткой и разлиновкой. Серые, тусклые тетради, покупаемые по принципу "Ну он же ничего не умеет! Пусть пачкает что похуже", только усложняют работу ребёнку с и так проблемным развитием.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет
Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет