.
.
Что я могу по поводу этого видео сказать? Может быть, в нем много верного, особенно в освещении личности и философских взглядов Чаадаева , хотя и верного одностороннее. Не смотря на то что Чаадаев был западником в том же смысле, в каком он был поклонником католицизма и папства (при этом, в самом радикальном измерении , и вправду оскорбительным для России, и ее самобытного, исторического пути), по сути он был глобалистом, по крайней мере до самого позднего своего периода, в котором он свои взгляды несколько смягчил. Это и роднит Чаадаева с современными нашими либералами. К примеру, если говорить о моих взглядах, не смотря на мое человеческое сочувствие либералам, я противник глобализма, как и Вы, я за многополярный мир. Хотя при этом к евразийцам я себя не отношу.
И более того, в отличие от либералов, я люблю СССР. Возвращаясь же, все таки, к Петру Чаадаеву ,многими письмами которого были оскорблены некоторые личности, (включая и царя, и царственных особ), самого Чаадаева оскорбляло то, что западное и говоря шире, мировое христианство, принесло в мир освобождение от рабства, в отличие от христианства православного и российского. Это и составляло главный нерв его протеста, и раннего и позднего.
Петр Чаадаев, защитник русской свободы.
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ЯРКОЙ МЫСЛИ ЧАДАЕВА
.
.
Почему же этого освобождения мы не видим в России восклицает Чаадаев? «Известно, что духовенство показало везде пример, освобождая собственных крепостных, и что римские первосвященники первые способствовали уничтожению рабства в области, подчиненной их духовному управлению. Почему же христианство не имело таких же последствий у нас? Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как он стал христианским?» (Чаадаев письмо второе, цитирую без искажений. )Но разве, не за свободу, не за освобождение людей и современные либералы? Разве в этом они не близки к Чаадаеву? Правда, Чаадаев рассматривал освобождение людей, и саму сущность и вопрос свободы в христианском контексте, а уж точно не в современном, от христианства, весьма далеком. С этой Вашей поправкой , как христианин, я бы согласился. Однако, мы живем в другие времена.
ПО ПОВОДУ ЛИБЕРАЛОВ СОВРЕМЕННЫХ ЛИБЕРАЛОВ
.
.
По поводу же современных либералов, как бы Вам сказать Александр Гельевич… Не знаю насколько я хороший или плохой христианин, возможно, как христианин, я средний, не самый лучший. Однако, я вот себя считаю приличным человеком, (и хочу себя таковым считать,) и уже хотя бы потому, не хочу присоединяться к травле посаженного в тюрьму и испытывающего большие проблемы со здоровьем, Алексея Навального, который у меня вызывает большое уважение и сочувствие, независимо от моего отношения к его политическим взглядам, или социальным программам. Может быть Вы , Александр Гельевич и можете в сандалиях Платона идти по нравственной грязи, что бы потом в них же ступить в Царствие Небесное . Наверное, Вам Ангелы Небесные, ноги омоют райской водой и слезами. На то Вы и большой философ. А вот я так не могу поступить. Наверное, я не такой сверхчеловек как Вы...
.
В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ МОЕГО ОТВЕТА
.
.
Что сказать в качестве завершения моего ответа? Какими бы не были либералы, они заступаются за бесправных людей, (коих в России много) и в этом смысле они христиане, даже если они и атеисты по своим убеждениям. Вы же (будучи верующим), ни за кого не заступаетесь, плюс ничем и не рискуете в Ваших взглядах, какими бы они не были интересными, поскольку, в уме философа Вам не откажешь. В отличие от Ваших высокомудренных (просвещенных) взглядов, современные либералы не философы по складу, а скорее журналисты. Однако, они готовы жертвовать своими жизнями, здоровьем, и свободой. С этой точки зрения, они не буржуа, а христиане, или рыцари свободы. Это современным либералам и делает честь, и оправдывает само их бытие. Взгляды же их могут вызывать и споры, как впрочем и Ваши взгляды.
________
P. S.
.
* * *
.
Чаадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень и тишина,
И, в умиленье вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.
А. C. Пушкин