Найти в Дзене
Записки фотографа

"Забытая Россия". Почему Иосиф Сталин лично вычеркнул Карла Маннергейма из списка военных преступников?

Добрый вечер, мои дорогие читатели! Вокруг имени великого маршала Финляндии всегда ходило много слухов. До сих пор многие историки спорят от том, кем на самом деле был Карл Густав Эмиль фон Маннергейм: верноподданным России или патриотом великого княжества Финляндского? Но есть неоспоримые факты, на которые мало кто обращает внимание.

Маннергейм - единственный в истории военный, который в течение первой и второй мировых войн был отмечен наградами обеих противоборствующих сторон. Сначала Российской империи, потом Германии. Но наградами третьего рейха маршал Финляндии никогда не кичился и на портрет Гитлера не молился, как считают многие отечественные "патриоты".

Маннергейм возглавил финские войска против СССР на стороне гитлеровской Германии, однако воевал он против русских весьма своеобразно. Иначе бы Сталин не вычеркнул его бы его из списка военных преступников. А почему это произошло, давайте разбираться.

На невском проспекте Санкт-Петербурга до сих пор сохранилась печально известная надпись на фасаде одного из домов, которую знает и помнит каждый ленинградец:
«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Однако мало кто задумывается об истинном смысле этой надписи. Почему наиболее опасна была только эта сторона? Ведь город был окружен со всех сторон. А потому что на севере стояли финские войска, которые по личному приказу маршала Карла Маннергейма, город не обстреливали и не бомбили с воздуха, как это делали педантичные немцы. И ничего удивительного в этом нет.

-2

Карл Густав Эмиль фон Маннергейм до конца жизни оставался настоящим русским офицером, он был истинным поклонником всего русского, женился на русской, преклонялся перед красотой и величием императорского Петербурга, обожал последнего российского императора.  Поэтому когда Гитлер предложил ему принять участие в совместном штурме города, который был ему так дорог, тот отказался наотрез.

В российской императорской армии Маннергейм сделал блестящую карьеру от корнета до генерал-лейтенанта, его уважали и любили.  Вот что писал о нем князь Эристов, его сослуживец: «Маннергейм — подлинный военачальник. Это человек большого мужества, отваги, исключительной внутренней честности и аристократизма».

Когда большевики захватили власть ему ничего другого не оставалось как покинуть революционный Петроград, но и это он сделал как настоящий офицер. Пока другие стыдливо прятались по квартирам и казармам, срезая царские погоны и пряча военную форму, Карл Маннергейм надел свою парадную форму со всеми орденами и медалями, не испугавший революционеров и бесчинствующей толпы он в таком облачении покинул Россию, с гордо поднятой головой.

-3

Удивительно, но генерала в пути никто не тронул и он благополучно добрался до родной Финляндии. Когда генерал Юденич двинул свои войска на Петроград, Маннергейм обратился к своим согражданам с просьбой оказания военной помощи "братьев по оружию". Но Белая армия не признавала независимость Финляндии, которую даровал ей Ленин и поэтому призыв финского барона не возымел должного воздействия на финнов. На долгие 10 лет Маннергейм ушел с политической арены.

Он вернулся в большую политику в 1931 году и возглавил пост председателя совета обороны с присвоением ему маршальского звания. Теперь его главная задача состояла в том, чтобы подготовить маленькую финскую армию к неизбежной войне с Советским союзом. Он как никто другой хорошо знал русского солдата и выполнил свою миссию "на отлично". Прекрасно понимая всю мощь Красной армии, был организатором знаменитой полосы обороны, названной в его честь "линия Маннергейма".

1 из 2

-4

Именно благодаря таланту бывшего генерала царской армии Красная армия в самом начале "незнаменитой" войны оказалась едва ли не на грани катастрофы. На Финляндию были брошены 45 советских дивизий, 3000 танков и 2500 самолетов. У финнов танков не было вовсе, а самолетов всего 287. Однако в ходе этого наступления Красная армия потеряла 200 тысяч человек убитыми и 1500 танков.

Советская пропаганда с самого начала войны списала все потери на якобы неприступную "линию Маннергейма". Однако у самого маршала на этот счет было свое мнение и оно оказалось пророческим: «Русские, — писал он, — еще во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида, и который никакая армия никогда не прорывала. Все это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе... Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда, да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».

-5

В итоге Финляндия все таки проиграла войну, однако менее чем через год вернула утраченные позиции. Маннергейм оказался прав, говоря о том, что воевать и атаковать финны тоже умеют.  Несмотря на поражение в советско-финской войне авторитет маршала не только не упал, а даже наоборот возрос, благодарные финны прозвали его «отцом нации» и «спасителем Отечества».

Кстати. Как опытный политик Маннергейм прекрасно понимал претензии Советского союза и то что границу необходимо подальше отодвинуть от Ленинграда. Он был согласен на это в обмен на компенсации, но финские политики в этом вопросе с ним не согласились и отказались от переговоров, что и привело к трагедии.

А вот еще один исторический факт. Это не Карл Маннергейм принимал решение вступить в войну с СССР на стороне Германии в 1941 году, а финский парламент. И только после того как 25 июня советские самолеты совершили упреждающий бомбовый удар по аэродромам нейтральной Финляндии. 26 июня 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти объявил СССР войну.

Гитлер был крайне заинтересован в таком союзнике как Финляндия, а с Маннергеймом всячески заигрывал и постоянно одаривал его ценными подарками. Он лично прилетел в Финляндию, чтобы поздравить маршала с 75-летним юбилеем. Но Маннергейм в своих убеждениях был непреклонен. Да, он ненавидел большевиков, но по-прежнему любил Россию.

В своих мемуарах он потом напишет: «В самый разгар сражений на Карельском перешейке я получил письмо от фельдмаршала Кейтеля, главы ОКВ, в котором он предлагал финской армии продолжить наступление на Петербург с севера одновременно с германским наступлением на город с юга. Он также предложил нам перенести боевые действия на южный берег Свири, с задачей соединиться с немцами, идущими от Тихвина. В этом предложении также говорилось о создании мощной мобильной группы, которая закрепилась бы на юго-восточном берегу Ладоги. Когда в Ставку по моей просьбе прибыл президент республики, я представил ему планы военного командования Германии, и повторил, что я принял пост главнокомандующего только при условии, что мы не будем наступать на Петербург. Я также отметил, что с моей точки зрения, не в интересах страны форсировать Свирь».

-6

Когда стало понятно, что поражение Германии не за горами, то финские власти стали искать пути для примирения с Советским союзом. Маннергейм 4 августа стал президентом Финляндии, а уже 22 сентября финским войскам был отдан приказ к интернированию немцев. 1октября Финляндия объявила войну Германии. Мирное соглашение с СССР Маннергейм написал на русском языке, финский он знал плохо.

Был ли причастен легендарный маршал к блокаде Ленинграда? Естественно, но он сделал все, чтобы штурма города на Неве не случилось и по его личному приказу Ленинград не бомбили и не обстреливали. Это невозможно не понимать. Поэтому совсем не удивительно, что сам Сталин лично вычеркнул фамилию Карла Маннергейма из списка военных преступников, которых должны были судить в Нюрнберге.

-7

После революции 1917 года настоящий русский офицер и патриот, учившийся в Петербурге и горячо любящий его, воевавший за Россию в годы первой мировой войны, так больше и не побывал в этом городе, но не позволил его разрушить. Так достоин ли он памятника в родном Петербурге?
В 2007 году на Шпалерной улице установили его бюст, но вскоре после многочисленных протестов убрали. Далее уже в 2016 демонтировали мемориальную доску на Захарьевской улице, которая так же провисела недолго.

-8

Не понимать того, что без Маннергейма судьба Ленинграда во многом могла стать еще более трагической, невозможно. Но он все таки принимал участие в блокаде города, а значит, по моему мнению устанавливать памятники ему в этом городе — историческая ошибка.

А что вы думаете по этому поводу? Кто для нас Маннергейм? Патриот или предатель? Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!