Давно-давно, когда у меня еще детей не было, я ходила на бизнес-курсы какие-то, уж и не помню толком, и там была лекция про партизанский маркетинг.
Это способы повысить продажи без вложений.
Нам рассказали кейс про рыбок.
Владелец зоомагазина позвал детей из ближайшей школы в свой магазин на экскурсию, в рамках практического занятия по биологии. После чего подарил каждому ребёнку - пакет с рыбкой.
Ну, в смысле, целлофановый пакет с водой, в котором плавала рыбка.
И уже вечером родители этих детей вернулись в зоомагазин и купили аквариумы и всякие комплектующие для них.
И владелец зоомагазина - в шоколаде.
Молодец. Хорошо придумал повысить продажи.
Я тогда прослушала кейс, и ничего, кроме бизнес-схемы в нем не увидела.
Подумала: вот есть же люди с предпринимательской жилкой!
А недавно я прочла у подруги пост, в котором снова упомянули этот кейс - про рыбок - и он прям вспахал по-больному.
Я в этой ситуации теперь вижу и нарушенные границы взрослых, и манипуляции, и тех детей, родители которых не пришли и не купили аквариум: куда они дели рыбок?
И у меня уже много вопросов к владельцу зоомагазина, и он мне больше не кажется молодцом - кажется человеком неэтичным, способным ради прибыли на всё.
Сразу вспоминаю похожие манипуляции.
Вот в Анапе в прошлом году была прям беда: если ребенок бежал чуть впереди от меня, то на него тут же пикировали дяденьки с обезьянкой, и через секунду мой ликующий ребенок с обезьянкой на плече: "Мама, смотри!" и дяденька: "Мама, смотрите, как ребенку нравится, фото с обезьянкой - 200 рублей".
Тут, в Турции, та же история с попугаями. Разноцветными, красивыми попугаями.
Фото с ними - 5 долларов.
Дети дергают родителей: "Мама, папа, попугайчик! Хочу фото с попугайчиком!"
А последняя история: когда мы купили экскурсию в парк аттракционов, а вечером нас поймал гид и говорит с придыханием: "У нас для вас сюрприз!!! Невероятный!!!! В стоимость ваших экскурсий бесплатно включено посещение дельфинария!!!"
И дети: "ура-ура!".
И я молчу, не знаю, как объяснить, что мы не пойдем.
А самое главное - то, что мы не пойдем, никого не спасет и не "проголосует рублем" против дельфинариев, ибо билет входит в стоимость.
Вот моей Кате - 5 лет.
Я не уверена, что ей уже пора знать, что попугайчики и обезьянки очень мучаются, а дельфинчики вообще живут в тюрьме.
А мне - уже 39, и мне хочется самой решать, будет ли у меня рыбка или фото с несчастной обезьянкой.
И я чувствую себя тем родителем из кейса, которому ребенок принес рыбку в пакетике, а он так и не метнулся за аквариумом.
И он чувствует растерянность, потому что не знает, куда деть рыбку.
На это чувство вины, видимо, и рассчитано.
Не надо так.