Сегодня о нем уже мало кто вспоминает, но на рубеже 1990-х/2000-х годов ЦКБ Рубин и "Росвооружение" весьма активно продвигали на мировой рынок довольно интересный модульный проект неатомной подводной лодки с крылатыми ракетами на борту. Назывался он Амур-950.
Все давно уже привыкли к тому, что даже небольшие дизель-электрические подводные лодки несут на борту ракетное оружие. Однако, и на наших и на зарубежных ДЭПЛ, запускается оно через торпедные аппараты. Что ожидаемо ограничивает предельное число ракет в залпе до 4-6 и увеличивает время подготовки к удару.
Вариант же Амура с крылатыми ракетами на борту, при его довольно скромном подводном водоизмещении, составлявшем всего-навсего ~1700 тонн...для сравнения, подводное ВИ ДЭПЛ пр.636 — 3950 т...имел отсек, в котором размещались десять вертикальных пусковых установок, с крылатыми ракетами комплекса Калибр/Club.
Амур-950 представлялся эдаким неатомным "Ясенем" для бедных, предназначавшимся для флотов небольших государств, которые желали бы кардинально повысить ударный потенциал своего подводного флота.
Помимо десяти вертикальных ПУ ракет, в носу подводной лодки располагались четыре традиционных торпедных аппарата калибра 533 миллиметра. Правда, при столь скромном водоизмещении и габаритах, боезапас торпед насчитывал всего-навсего шесть штук — четыре в ТА + две в отсеке.
И вообще, по сравнению с его "старшим братом", проектом Амур-1650(он же пр.677Э) — Амур-950 был скромнее, почти во всём:
- Уменьшенное, с 6 до 4, кол-во торпедных аппаратов;
- Уменьшенный, с 18 до 6, боезапас торпед;
- Уменьшенный, с 35 до 19 человек, экипаж;
- Уменьшенная, с 45 до 30 суток, автономность;
- Уменьшенная, с 650 до 300 морских миль, дальность плавания.
Наверное поэтому Амур-950...впрочем, как и его "старший брат"...и не снискал реальных контрактов, хотя задумка была очень интересная. Заказчики предпочитали более крупную и проверенную "Варшавянку" проектов 877/636.
Тем не менее, сама идея сравнительно недорогих многоцелевых неатомных ПЛ с ВПУ КР — довольно интересна и могла бы найти своё место на нашем собственном флоте, особенно с учетом экономической обстановки последних лет.
Тем более, что боевая устойчивость ПЛ в сценарии первого удара — априори выше, чем у надводных кораблей "москитного флота". Да и возможности решения задач ПЛО у такой ДЭПЛ несоизмеримо шире...у ракетных-то катеров их и вовсе нет.
Как считаете, имело бы смысл создать многоцелевую ДЭПЛ с КР, например на базе проекта 677 "Лада"? Поделитесь своим мнением в комментариях.