Споры по поводу драматической интерпретации комикса “Джокер” уже отшумели. Поэтому давайте взглянем на этот нашумевший фильм с холодной головой. Мы не будем говорить об актерской игре Хоакина Феникса, не станем разбирать режиссуру Тодда Филлипса и даже оставим в стороне работу гримеров. “Джокер” интересен как социальное высказывание.
Мы видим предысторию суперзлодея. Артур живет с женщиной, которую считает матерью. Он клоун-неудачник. Ему бы хотелось сделать карьеру в разговорном жанре. Но вот беда - у мужчины нет чувства юмора. Он вообще не понимает, что смешно, а что нет. Артур пытается наблюдать за остальными, подмечать, когда они реагируют. Он старается копировать некоторые приемы мастеров стендапа. Сами понимаете, с такими исходными данными Жванецким (вообще не знаю американских комиков) не стать.
Артур близок к социальному дну. Общественное и политическое устройство Готэма (вымышленный город Бэтмена, сильно напоминающий Нью-Йорк) несовершенно, как, впрочем, и везде. Богачи не хотят замечать бедноту. А та не просто грызется меж собой за место под солнцем, но и просто готова помучить любого, кто слабее. Как компенсацию за собственное убожество. Тот же психологический механизм породил дедовщину.
Мы сочувствуем Артуру, на которого нападают отморозки. Но в нем копится, кристаллизуется зло. А для человека с очень нестабильной психикой такое раздражение становится подожженным бикфордовым шнуром. И вот уже не Артур, а Джокер перед нами. Безумие освобождает его. Вот он был загнан в угол, а вот стены расступились. Сумасшедшего не сдерживает ничто.
С этого начинаются революции. Сверху поливают помоями, которые надоедает терпеть. Но бунт оказывается настолько кровав и безудержен, что новый порядок вещей заставляет с тоской вспомнить прежний строй. Примеров достаточно: от Робеспьера до Ленина. Джокер был никем, а хочет стать всем. Он явный представитель левых идей, тогда как миллионер Брюс Уэйн (который здесь еще мальчик, но вскоре вырастет и станет Бэтменом) из правого лагеря. Так что можно рассматривать их противостояние и как классовую борьбу. Хотя если посмотреть в целом на паноптикум врагов Бэтмена, то там тоже немало толстосумов, нажившихся нечестным путем.
Читайте также: “Супермен и Лоис” это лучшее, что могло произойти с героями комикса