Найти тему
Роман Апрелев

Кристаллизация зла в “Джокере”

Споры по поводу драматической интерпретации комикса “Джокер” уже отшумели. Поэтому давайте взглянем на этот нашумевший фильм с холодной головой. Мы не будем говорить об актерской игре Хоакина Феникса, не станем разбирать режиссуру Тодда Филлипса и даже оставим в стороне работу гримеров. “Джокер” интересен как социальное высказывание.

Кадр из "Джокера"
Кадр из "Джокера"

Мы видим предысторию суперзлодея. Артур живет с женщиной, которую считает матерью. Он клоун-неудачник. Ему бы хотелось сделать карьеру в разговорном жанре. Но вот беда - у мужчины нет чувства юмора. Он вообще не понимает, что смешно, а что нет. Артур пытается наблюдать за остальными, подмечать, когда они реагируют. Он старается копировать некоторые приемы мастеров стендапа. Сами понимаете, с такими исходными данными Жванецким (вообще не знаю американских комиков) не стать.

Кадр из "Джокера"
Кадр из "Джокера"

Артур близок к социальному дну. Общественное и политическое устройство Готэма (вымышленный город Бэтмена, сильно напоминающий Нью-Йорк) несовершенно, как, впрочем, и везде. Богачи не хотят замечать бедноту. А та не просто грызется меж собой за место под солнцем, но и просто готова помучить любого, кто слабее. Как компенсацию за собственное убожество. Тот же психологический механизм породил дедовщину.

Кадр из "Джокера"
Кадр из "Джокера"

Мы сочувствуем Артуру, на которого нападают отморозки. Но в нем копится, кристаллизуется зло. А для человека с очень нестабильной психикой такое раздражение становится подожженным бикфордовым шнуром. И вот уже не Артур, а Джокер перед нами. Безумие освобождает его. Вот он был загнан в угол, а вот стены расступились. Сумасшедшего не сдерживает ничто.

Кадр из "Джокера"
Кадр из "Джокера"

С этого начинаются революции. Сверху поливают помоями, которые надоедает терпеть. Но бунт оказывается настолько кровав и безудержен, что новый порядок вещей заставляет с тоской вспомнить прежний строй. Примеров достаточно: от Робеспьера до Ленина. Джокер был никем, а хочет стать всем. Он явный представитель левых идей, тогда как миллионер Брюс Уэйн (который здесь еще мальчик, но вскоре вырастет и станет Бэтменом) из правого лагеря. Так что можно рассматривать их противостояние и как классовую борьбу. Хотя если посмотреть в целом на паноптикум врагов Бэтмена, то там тоже немало толстосумов, нажившихся нечестным путем.

Читайте также: “Супермен и Лоис” это лучшее, что могло произойти с героями комикса