Найти тему

"БЛЭЙДРАННЕР" (1982): полная история Рика Декарда

Режиссёр: Ещё не спятивший Ридли Скотт

В ролях роботов: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Дэрил Ханна, Шон Янг, Джоанна Кэссиди, Брайон Джеймс.
В ролях людей: неизвестно, есть ли там люди вообще.

В этой статье я расскажу, как в фильме прослеживается история блэйдраннера Рика Декарда, а потом уже о том, что говорит в пользу высказанной точки зрения. Фильм, несмотря на популярность, малость скучный, что отрицать невозможно. Обо всём ниже.

НАЗВАНИЕ
В Интернетах пишут, мол, название взято у одноимённой повести Берроуза. На английском «runner» это контрабандист, «bladerunner» что-то вроде контрабандист чего-то крайне опасного, типа «ходящий по лезвию контрабандист», что близко к понятию «торговец смертью». Речь, короче, о профессии, при которой можно издохнуть в любой момент, чем, собственно, рискует всякий, кто гоняется за сбежавшими андроидами-убийцами. В книге «Снятся ли андроидам электроовцы?» профессия охотника за андроидами называется «bounty hunter».

СЮЖЕТ
Андроид ловит андроидов, не зная, что он сам андроид.
А именно: с некой колонии сбегают шесть андроидов. Трое мужчин: Рой Бэтти, Леон Ковальски и Рик Декард. И трое женщин: Присцилла Стрэттон, Зора Саломея и Рэйчел. Это три пары с некими чувствами друг к другу. Их цель — узнать, как продлить свою жизнь. Рика и Рэйчел ловят, стирают им память, после чего Рику записывают воспоминания о том, что он «блэйдраннер» и отправляют на поиски оставшихся.
Ниже доказательства в пользу этой точки зрения.

РАЗБОР
Обращаем внимание на первые кадры с Декардом. К слову, его имя — отсылка к философу Декарту, но это, думаю, любому понятно. Имеется ввиду, что персонаж вдумчивый и способный размышлять, это в том числе и ключ к осознанию андроидами себя как живых существ — во фразе Декарта «cogito ergo sum».

Итак, на кадре ниже Декард покупает китайскую лапшу. Обращает на себя внимание то, что он просит четыре, показывая это пальцами.

На что китаец демонстрирует непонимание и говорит, мол, два.

-2

К чему это? Всего-то и надо купить коробку лапши. Что четыре? Почему два? — понять невозможно. Но далее мы узнаем, что сбежало шесть андроидов, из которых двое погибли, а четверо в розыске. Возможно, ли, что режиссёр намекает нам, что число андроидов имеет значение? Может быть.

Запомним, что Декард ест китайскую лапшу. Потом это понадобится.

-3

Далее начальник Декарда сообщает информацию о побеге.

-4

Если мы посчитаем количество репликантов в фильме, их как раз шесть: три мужчины и три женщины. Вопрос о том, репликант ли Рик Декард, снял сам Ридли Скотт в интервью «Digital Spy»: «Да, он определённо репликант».

Итак, в начале фильма нам прямо намекают, что все шесть роботов и были сбежавшей группой.

Декард встречается с Тайреллом и Рэйчел. Даёт ей тест и выясняет, что она репликант. Но выясняется также и то, что Рэйчел думала, что она человек, и тогда она начинает возражать Декарду, приведя в пример в том числе и свой сон. Декард сам рассказывает сон Рэйчел, сообщив, что это стандартный имплантированный сон. Вот так, сообщив репликанту его собственный сон, он убеждает Рэйчел в том, что она репликант. В конце фильма таким же образом, Декарду дадут понять, что репликант он сам.

Далее по фильму мы видим сон Декарда, где ему снится единорог. Это вмонтированный сон, на что будет намёк в самом конце.

-5

Далее Декард находит в квартире Леона фотографии и рассматривает их. Вот кадр. На фотографии из квартиры Леона видно мужика. Естественно, лицо закрыто, чем режиссёр уже намекает нам на то, что это Декард.

-6

Декард рассматривает кадр крупнее. Кадр в фильме держится очень недолго, потому что на нём человек, явно не похожий на Роя Бэтти и не очень напоминающий Леона Ковальски. В общем, это и есть Декард ещё до того, как его поймали. Но смотрим далее фотографию.

-7

При увеличении, мы видим китайскую газету (возможно, меню), палочки и горло бутылки. Вероятно, режиссёр нам тут напрямую намекает, что это вещи Декарда, который по первому знакомству кушал китайскую лапшу и регулярно появляется в кадре с алкоголем.

-8

Потом Декард находит Саломею, представившись другим человеком. Улучив момент, Саломея пытается убить Декарда, после чего бежит. Возникает вопрос, чем Декард провалил свою легенду и выдал себя? Посмотрев этот эпизод, ничего найти не получится. Тогда выходит, что Саломея просто ни с чего решает убить незнакомого ей мужика, после чего стремглав делает ноги. Очевидно, Саломея уже знает Декарда и, видя, что тот её не узнаёт и ведёт себя странно, понимает, что он пришёл по её душу.

В следующей сцене Леон Ковальски, видевший смерть Саломеи от выстрелов Декарда, находит Рика и пытается выяснить, сколько ему осталось жить. Нам непонятно, знает ли Леон Рика или видит впервые. Однако стоит обратить внимание на последнюю фразу Леона, после которой он умирает от выстрела пришедшей на помощь Рэйчел.

Wake up! Time to die.
Wake up! Time to die.

Что значит «проснись» (или «очнись»)? Почему Леон сказал это Рику перед тем, как хотел его убить? Это можно интерпретировать, как «вспомни, кто ты такой».

В одной из последующих сцен Рой и Прис находятся в квартире Джей. Ф. Себастьяна. Они возражают ему, когда он относится к ним как к машинам. Прис говорит фразу, отсылающую нас к Декарду.

-10

Фраза «мыслю, значит, существую» приписывается Рене Декарту, который, собственно, представлен в фильме в виде Рика Декарда. Данная фраза Прис говорит нам о том, что роботу достаточно осознать, что он мыслит, чтобы поверить в то, что он живое существо, и это, в свою очередь, намекает нам на Декарда, который убеждён в том, что он человек только потому, что может осознавать себя человеком.

Вот только такая философия никуда не годится по своей сути. Бессмысленность этих намёков режиссёра заключается в отсутствии всякой связи между способностью мыслить, осознавая себя мыслящим существом, и признанием себя существом живым. То есть робот, способный мыслить, не становится человеком или живым роботом, как и человек, не способный осознавать себя мыслящим существом (например, ребёнок), не может считаться нечеловеком. Так что репликанты могут сколько угодно себе на здоровье считать себя мыслящими, что никак не делает их более живыми, чем они есть.

Однако для того времени вопрос о способности машины себя осознавать был весьма интересен и будоражил умы, однако сегодня в телефоне у значительной части населения планеты есть программа, неплохо имитирующая живого человека, и которой совсем недалеко до того, чтобы делать это убедительно. Тем не менее мы даже представить себе не можем, что телефон вдруг осознает себя и заживёт своей жизнью — близость высоких технологий делает их суть более понятной и лишает нас массы фантазий, присущих человечеству в 80-х и 90-х.

Вернёмся к фильму.

Как мы помним, когда Декард приходит за Прис и Роем, те уже ждут его, они знают, что за ними придут. Но откуда им это знать? А вот откуда. Перед тем, как поехать на квартиру Себастьяна, Декард звонит ему по видеосвязи, отвечает Прис.

— Привет. Джей. Ф. дома?
— Кто его спрашивает?
— Эдди. Его друг.

Прис кладёт трубку, узнав Декарда и поняв, что скоро он явится к ним с одной известной целью. Но этой точке зрения можно и возразить, так как Себастьян ранее говорил Прис, что все его друзья это те, которых он сам создал — те два робота в его квартире. Всё же это звучит не совсем убедительно — мало ли какой Эдди звонит Себастьяну? И если даже этот Эдди врёт, это не значит, что он полицейский. Тут же возникает и другой вопрос: когда репликанты убили Тайрелла и Себастьяна, на кой хрен они потащились на хату последнего, прекрасно понимая, что туда придут их искать в первую очередь? Или они всё же слишком тупые и до людей им далеко? Выходит, либо они тупые, либо, поняв, что конца им не избежать, не стали с ним тянуть.

В сцене встречи Роя и Рика, Бэтти обращается к Декарду по имени:
— Покажи, Декард, из какого теста ты сделан.

Рой, хоть убейте, нигде и никак не узнавал и знать не мог, что мужика, который к нему пришёл, зовут Декард. Тем паче, разговор Рой Бэтти начинает с Декардом так, словно хорошо его знает. Можете включить фильм и послушать.

Ближе к концу мы помним сцену, когда Рой спасает Рика. Мол, тем самым Рой признаёт ценность жизни, которую так хотел продлить. С другой стороны, раз Бэтти знал, что Декард репликант, может быть, с его точки зрения мысль была как раз о том, что жизни достойны именно репликанты и их убивать нельзя.

Уже в завершающих сценах режиссёр подводит нас к главному.

Гафф, понимая, о чём думает Рик, говорит ему:

-11

Устами Гаффа говорит режиссёр, задаваясь вопросом, что есть жизнь вообще и какая разница между жизнью человека и репликанта.

Вернушись за Рэйчел, репликант Рик решает бежать с ней, как они вместе бежали ранее с колонии. Перед выходом Рик замечает единорога. Теперь он понимает, что Гафф уже был здесь и не стал трогать Рэйчел, вероятно, поняв, что раз Бэтти так высоко ценил жизнь, что на исходе своей спас чужую, то и Гаффу не стоит отнимать жизнь у других репликантов.

И также, как в начале фильма Декард рассказал Рэйчел её сны, то теперь Гафф показал, что ему известны сны Декарда. Следовательно, сам Декард однозначно репликант. Декард вспоминает фразу Гаффа и всё понимает.

-12