Найти тему

Что такое целибат и почему он разный у католиков и православных

Церковь долго колебалась в вопросе о безбрачии для клириков. Целомудрие считалось необходимым качеством для церковных пастырей, а на монахов и анахоретов смотрели как на наиболее достойных христиан. Суровый Ориген утверждал: «Совершенному иерею не подобает сношения с женой».

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Но это мнение разделяли далеко не все. Другие богословы указывали на то, что и сами апостолы были женаты. Климент Александрийский, Тертуллиан и «Правила Апостольские» советовали поставлять в епископы, пресвитеры и диаконы однобрачных, то есть женатых один раз. Если же под предолгом благочестия они «изгонят» жену, то должны лишаться сана.

На Никейском соборе (325 год) было внесено предложение сделать целибат, то есть безбрачие, обязательным для всех церковных служителей, и многие его одобрили. Тогда с возражением выступил человек, которого высоко чтили именно как подвижника, – Пафнутий Фиваидский.

Он напомнил, что апостол Павел называет брак «честным» (Евр. XIII, 4), значит, нет причин требовать от всех быть безбрачными: это наложит слишком тяжелое бремя и принесет Церкви больше вреда, чем пользы. Собор постановил сохранить существующее статус-кво и оставить за клириками право выбора. Поэтому в первые четыре века в Церкви встречались как женатые, так и безбрачные священники.

Однако уже полсотни лет спустя на Западе вышло послание римского папы Сирикия, которые послужило основанием для установления целибата. Он низложил всех священников и диаконов, которые после принятия сана продолжали жить со своими женами и производить на свет детей.

Другой папа, Лев I, писал, что если принявший сан священника женат, он не должен разводиться, но должен жить со своей женой безбрачно, как с сестрой, чтобы супружество из плотского стало духовным. У таких духовных жен было даже особое название – «епископа».

Брачные и безбрачные

На Востоке этому правилу не последовали. Многие епископы по-прежнему были женаты и имели семьи. Святитель Григорий Богослов родился, когда его отец был епископом. Синесий Птолемаидский прямо заявил, что не может отказаться от своей жены: «Я не хочу ни разлучаться с ней, ни жить тайком, словно в недозволенной связи. Первое противно благочестию, второе – законам; но я желаю иметь от нее много прекрасных детей». Желание Синесия было уважено, и его посвятили в епископы женатым.

Проблема была в том, что на практике девство всегда уважалось больше брака, и Церкви приходилось с этим считаться. Со временем повсеместно вошло в обычай, чтобы по крайней мере епископы были безбрачными. Юстиниан уже решительно требовал, чтобы избирающийся в епископы никогда не был женат и не имел детей.

Трулльский собор (692 год) признал обязательность целибата для епископов, но высказался против безбрачия священников и диаконов. После собора женам всех женатых епископов пришлось с ними расстаться и уйти в монастырь, где они получали от бывших мужей денежную помощь.

Однако это правило часто не выполнялось, и жены продолжали жить в епископских домах. Спустя четыреста лет императору Исааку Ангелу пришлось выпускать особый указ, что жен епископов нужно постригать в монашество.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Не менее сложным оказался вопрос о двубрачии диаконов и священников. Второй брак для духовного лица считался не то что бы недопустимым, но нежелательным. (Под вторым браком подразумевалась не только вторая женитьба, но и женитьба на женщине, ранее уже состоявшей в браке).

Амвросий Медиоланский разъяснял: мы не запрещаем вступать во второй брак, но и не советуем. Златоуст говорил, что если вдовец вступает в новый брак, это показывает его неверность к умершей жене – а как можно доверять человеку неверному дела Церкви? Феодор Мопсуэстский на это возражал, что вдовец не виноват, что у него умерла жена, и если он жил с ней верно и честно и так же будет жить с другой – это не основание, чтобы не допускать его к священству.

В конце концов, было решено, что в духовенстве не должно быть лиц, женатых дважды, женившихся на вдовах или на женщинах сомнительной репутации, в том числе актрисах. Запрещалось также вступать в брак после принятия сана: если хочешь жениться, это надо сделать до того, как ты стал священником или диаконом, после уже нельзя. Исключение делалось для тех, кто при вступлении в сан делал оговорку, что не может оставаться безбрачным.

Другие статьи на ту же тему:

  • Как монофизитский раскол едва не уничтожил Церковь и империю
  • Как римские папы боролись с независимыми церквями
  • Как проходили церковные соборы и зачем они были нужны
  • Как императоры решали дела Церкви
  • Откуда Церковь брала деньги
  • Какая из православных церквей важней и выше других?
  • Кто есть кто в церковной иерархии. 3. Епископы
  • Кто есть кто в церковной иерархии. 2. Диаконы и пресвитеры
  • Кто есть кто в церковной иерархии. 1. Младший клир
  • Как служители Церкви отделились от мирян
  • Откуда взялись диаконы, священники и епископы
  • Как крестили англов: миссия на север
  • За что осудили Иоанна Златоуста?
  • Великие богословы. Григорий Двоеслов, римский папа и православный святой
  • Великие богословы. Василий Кесарийский, богач, святой и дипломат
  • Великие богословы. Григорий Назианзин, неудавшийся патриарх
  • Великие богословы. Неистовый Тертуллиан и «алмазный» Ориген
  • Как апостол Павел выглядел в глазах современников
  • Великие еретики. Симон Волхв
  • Великие еретики. Павел Самосатский
  • Великие еретики. Маркион, отделивший Новый завет от Ветхого
  • Кто такие гностики и чего они хотели
  • Великие еретики. Гностик Валентин: мир сотворила любовь
  • Великие еретики. Монтан – обновитель христианства и «первый протестант»
  • Великие еретики. Манихеи, пожиратели света
  • Великие еретики. Пелагиане и вопрос свободы воли
  • Самые странные и причудливые секты. Мерзости борборитов
  • Суицидные циркумцеллионы

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":