Найти в Дзене
КиноРаритет

Один из лучших антивоенных фильмов постсоветской России

Снимать кино о войне трудно. Снимать хорошее кино о войне трудно вдвойне. Особенно о такой войне — о войне с неповторимыми национальными особенностями, о войне необъявленной и ещё не завершённой. А российский фильм «Блокпост» был именно о такой войне — о войне в Чечне.

В фильме «Блокпост» режиссёр Александр Рогожкин занял многих актёров из своих прежних комедий из серии о национальных особенностях.
В фильме «Блокпост» режиссёр Александр Рогожкин занял многих актёров из своих прежних комедий из серии о национальных особенностях.

Действие фильма разворачивается в 1996-м году (сам фильм, при этом, снят в 1998-м). Солдатский рейд в кавказский аул заканчивается трагедией — местный ребёнок подрывается на мине. Военное командование объявляет расследование происшествия, а солдат, которые участвовали в рейде, отправляют от греха подальше на дальний блокпост.

Обычно постановщики фильмов о войне скатываются к пафосной героико-патриотической интонации. Чётко разделяя персонажей на «наших» и «не наших», они воспевают боевые качества первых и разоблачают подлое коварство вторых. Результатом становятся неприкрытые агитационные плакаты, снятые на киноплёнку (ну, теперь — на цифру). К счастью, режиссёр Александр Рогожкин не пошёл по этому пути, работая над «Блокпостом». Впрочем, зная его предыдущие фильмы — комедии из серии различных «национальных особенностей», — легко было догадаться, что его авторские интересы лежат за гранью ура-патриотических настроений.

Война — часть жизни, и на ней тоже случается любовь. Только она в любой момент может обернуться жестокостью и трагедией.
Война — часть жизни, и на ней тоже случается любовь. Только она в любой момент может обернуться жестокостью и трагедией.

В кадре «Блокпоста» — жизнь. Жизнь внутри войны — абсурдная (тем более, что на этой войне враг неизвестен), полная опасностей и трагедий. Как и во всякой другой жизни, здесь находится место и любви, и дружбе, и даже смешному. Здесь молодой парень в огромной, не по размеру каске любуется кавказскими пейзажами, а через минуту палит из автомата, плохо представляя, куда попадёт выпущенная им из «калаша» металлическая «дура». Здесь юмор соседствует с такими вещами, от которых кровь стынет в жилах.

Чтобы объединить в одном фильме ужасы войны и житейский юмор, от сецнариста и режиссёра требуется особый талант.
Чтобы объединить в одном фильме ужасы войны и житейский юмор, от сецнариста и режиссёра требуется особый талант.

Александр Рогожкин часто признавался в интервью, что его смущает успех собственных комедий. Он считал их не более, чем непритязательными поделками. И в фильме «Блокпост» он словно доказывал самому себе, что способен на серьёзное, пусть и не без юмора, высказывание. Аналогов «Блокпосту» (то есть «военных» комедий, органично сочетающих страшное и смешное), в мировом кинематографе найдётся не очень-то много. От режиссёра потребовалось немало таланта и мужества, чтобы снять такое кино. Одно уже то, что он в «Блокпосте» выводит генерала с лицом Алексея Булдакова, ставшего любимцем зрителей, далеко не таким обаяшкой, как прежде, ярко проявляло антивоенные убеждения Рогожкина.

Своё резко отрицательное отношение к войне Александр Рогожкин выразил в «Блокпосте» уже тем, что лишил привычного обаяния народного любимца генерала Булдакова.
Своё резко отрицательное отношение к войне Александр Рогожкин выразил в «Блокпосте» уже тем, что лишил привычного обаяния народного любимца генерала Булдакова.