В 19 веке государство активно боролось с фальсификацией чаев и кофе.
В основном было два способа подделки чая:
1) Подмешивание листьев других растений к индийскому или китайскому чаю.
2) Подмешивание к испитому чаю, т.е. уже бывшего в употреблении.
Из растений, которые чаще всего подмешивали к чаю был Иван-чай (Кипрей, Копорский чай). Также использовались листья терновника ясеня, черной бузины, ивы, черничных листьев, богородской травы и корень осолодки.
Использовался следующий способ обнаружения фальсификата:
К чайному настою прибавляли двойное количество спирта (90%) и, если по прошествии некоторого времени смесь станет мутной, то в чае есть листья кипрея.
Для того, чтобы скрыть подделку к испитому чаю добавляли ядовитый хромово-кислый свинец. Это было опасно для жизни и усмотреть примесь можно было только произведя химический анализ.
Такой чай проверяли на дубильные вещества, т.к. они очень хорошо растворялись в настое. В стакан чайного настоя добавляли 3-4 капли водного раствора серно-кислого хинина и, если при этом появлялся бурый осадок, то чай считался качественным.
Кто же занимался подделкой индийского, китайского и других чаев?
В Белоруссии в Могилеве листья кипрея евреи покупали у соседних крестьян по 20 коп. за пуд и употребляли для подделки чая и подмеси к настоящему чаю. Такой чай оказывался вредным для здоровья и потому строго преследовался администрацией.
В истории так получается, что торгаши-евреи занимаются либо продажей фальсификата, либо алкогольной продукцией. Что поделаешь - люди слишком любят деньги. Но, удивительнее то, что русский крестьянин поддерживает эту нечестную игру и сам начинает обманывать своего брата. Печалька, что тут скажешь...
Например, однажды завели Дело москательщиков бр. Александра и Ивана Поповых, торговавших чаем под фирмой "бр. А. и И. Поповы", обвинявшихся в мошенничествах, выразившихся в фальсификации разных продуктов известных фирм и в подделке этикетов чайной фирмы "Бр. К. и С. Поповы" (1888 год). Тогда они были оштрафованы на 300 рублей, а вместе с ними судили и местного крестьянина Хохлова, поставлявшего спитый чай. В прошлом его дважды судили за подобное же.