Что же означает: жить в чьем-то сердце? Ничего. Во всяком случае, мне так кажется. Ведь на самом деле тебя там нет.
Энн Райс «Вампир Лестат»
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Роман Рионы Рей «Беги и бойся» рассказывает нам о жизни молодого вампира — барона Энтони Данверса, — и об изменившей его девушке — леди Элизабет Марчхем. Роман скорее рассчитан на женскую аудиторию, но если продраться сквозь полустебные «Сумерки», то можно прийти к «Вампирским хроникам» Энн Райс, а вот там уже и внегендерный читатель оценить сможет.
В частности, оценить, как меняется главный герой от «я злобный вАмпер, а вы, фу, человеки!» до осознания, что убийство — плохо, несмотря на безнаказанность. Меняется, конечно же, из-за девушки, с которой поначалу Энтони просто хочет поиграться. Но игрушка оказывается с норовом, из-за чего герою приходится идти на мелкие уступки, заодно проверяя «тварь ли он дрожащая, или жить без смертоубийств умеет?». Ну и что вам сказать? Могёт. Умеет.
В первой части мы видим местами гипертрофируемые элементы вампирских романов: девушка вся такая наивно-воздушная, вампир – цинично-кровожадный, окружающие – «ну, тупые!». И ведь если бы не предупреждение автора после аннотации, неискушенный читатель может принять эту игру за чистую монету и не добраться до «Вампирских хроник»!
Дальше градус серьезности происходящего крепчает. Мы узнаем, как же вампир дошел до жизни такой, а также знакомимся мимоходом с его погибшей семьей, вампиром карателем (Маркус! Я не узнал вас со шрамом!) и окружением Элизабет. Вспоминая это самое прошлое, Энтони и совершает свою главную ошибку в отношениях с Элизабет. Потому как забывает такую понятную и простую истину как то, что не надо никому делать как лучше, когда можно оставить так, как хорошо. Но, увы, Энтони, что ваш Геракл, предается воспоминаниям и решает, что не будет превращать Элизабет в вампира и вообще уедет от нее как можно дальше. Прямо Вещий Олег и конь его знаменитый.
Дальше рассказывать по сюжету будет совсем спойлерно, отмечу лишь, что история с банкиром и путешествием мне понравились больше всего. Хотя тут могли сыграть неосознанно проведенные аналогии с «Вампиром Лестатом» от Энн Райс. Метания Энтони сродни метаниям Лестата в первом сольнике про него (второй том в Хрониках, сразу за самой известной книгой цикла – «Интервью с вампиром»). Хотя вполне вероятно, здесь не только мои ассоциации, но похожесть все-таки есть.
Например, встреча с Гаем во второй раз напоминает встречу Лестата с Маркусом, в котором герой Энн Райс так же нашел учителя. Энтони приходит к идее, что не надо убивать. Лестат осознанно делает выбор убивать только преступников и совсем дряхлых стариков. Путешествия по миру и разочарование в жизни в целом и происходящем здесь и сейчас в частности. И даже – спойлер-спойлер-спойлер – убийство любимой/почитаемой женщины есть (в случае с Лестатом это Царица проклятых). Как видите, у Лестата и Энтони очень много общего, так что поклонникам Энн Райс определенно стоит обратить внимание на этот цикл. Правда, здесь ждет главное отличие циклов: у Энн Райс воспевается среди кровососущих этакая гейская эстетика (и я сейчас не про фильм «Интервью с вампиром», а именно про цикл, почитайте, ога, прежде, чем спорить), то у Рионы Рей все вампиры гетероориентированы (а вот люди далеко не все, но это тоже спойлер сейчас был, да).
Итого: самокопания героя, авторский слог и финал стоят того, чтобы продраться через «Сумерки» вначале и получить «Вампирские хроники» потом. А еще тут конь-вампир (то бищь вообще аргументный аргумент!).