Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Майорат и «не майорат» - вопросы наследования в Западной Европе.

Рассмотрим варианты наследования земель и титулов аристократией в Средневековье, Новое время и вообще в эпоху, когда почти все европейские территории находились под властью монархий и владетельных феодалов.

Обычно бытует мнение, что в Западной Европе царил «поголовный» майорат, то есть все владения умершего феодала наследовал его старший сын, младшим же не доставалось ничего и обычно же этому принципу противопоставляется русское лествичное право, когда земли делились поровну. Приводить пример отечественного лествичного права, как единственный противоположенный майорату в корне не корректно, тем более, что у него были свои особенности, да и с майоратом не все так просто и определенно.

Принцип наследования, ровно противоположенный майорату существовал не где-нибудь, а именно в Западной Европе, вплоть до XIX века. На обширных территориях Священной Римской Империи главенствовал исконный древнегерманский закон, по которому имущество отца делилось между всеми братьями, и далеко не всегда старшему доставалось большая часть, а младшему самое крохотное имение. Теперь, если взглянуть на карту немецких земель времен Священной римской империи, становится понятно почему она похожа на лоскутное одеяло (Древнерусские княжества выглядят более выигрышно), если у князя был один сын все доставалось одному, если пять … то тогда всем пяти.

Людовик I  Благочестивый, годы жизни 778-840.
Людовик I Благочестивый, годы жизни 778-840.

Началось это еще при первых Каролингах, сын Карла Великого Людовик I Благочестивый с упорством достойным лучшего применения, упрямо делил унаследованную им громадную империю, между своими сыновьями, закладывая основу бесконечных войн. Да и сам Карл Великий не придерживался принципа майората – все досталось только одному сыну, по одной простой причине – остальные сыновья Карла не пережили отца. Но несмотря на это, Карл оставил Итальянское королевство под правлением незаконнорожденного отпрыска своего сына Пипина Итальянского – Бернарда.

Характерным примером, к чему приводит такое разделение может служить история Силезских Пястов – старшей, но изгнанной ветви польских князей. Три сына Владислава II Изгнанника (потерпевшего поражение в борьбе за Польшу), получили во владение отписанные отцу земли – историческую область Силезию, и сначала она была примерно поровну разделена между ними. Младший из них, Конрад Тонконогий, скончался без наследников, у двух других – Болеслава Долговязого и Мешко Плясоногого дети были, и они лихо, из поколения в поколение, принялись делить не такую уж и большую территорию.

18 княжеств маленькой Силезии.
18 княжеств маленькой Силезии.

К началу 14-го века было уже 18 княжеств в одной маленькой Силезии, несмотря на то, что почти каждому потомку Владислава Изгнанника что-то да доставалось, в 1675 году скончался последний из Силезских Пястов – Ежи(Георг) Вильгельм, владел он, кстати, «всего» двумя княжествами и одним городом, все остальные земли Пястов давно перешли другим немецким аристократическим семьям.

Ежи Вильгельм, последний Силезский Пяст (1660-1675)
Ежи Вильгельм, последний Силезский Пяст (1660-1675)

В Франции аристократам удалось найти «золотую середину» - вроде бы и майорат, но с существенным обеспечением младших детей. Действительно, старший сын получал основную массу наследственных земель, но далеко не все. Да и не мог он получить все – кроме младших сыновей, есть еще и дочери, за которых нужно давать приданное. Как правило, у условного французского герцога был десяток владений и титулов (не только его наследство от собственного отца, но и самостоятельно полученные земли) – наиглавнейшие получал старший, а небольшие владения младшие сыновья и что-то шло в приданное дочерям.

Кроме этого имелись и земли, принесенные как раз в приданное уже женой феодала, мать вполне могла распорядится своими владениями самостоятельно, отдав их младшим детям, уж коли старший и так получал отцовский феод. Были у таких семей и собственные церковные должности – кардинал Ришелье начинал духовную карьеру как епископ Люсона – это было наследственное владение его семьи, правда, недавно пожалованное, королем Генрихом III .

Гастон Фуа (1489-1512), герцог Немурский.
Гастон Фуа (1489-1512), герцог Немурский.

Рассмотрим вполне характерный пример такого распределения. Владения Гастона IV де Фуа (1423-1472), графство Фуа и виконтство Беарн отходят Франциску Фебу – внуку, сыну старшего сына. Но третий сын Гастона Жан получает от отца титул Виконта Нарбонны, а четвертый Жак -графство Монфор, второй же сын Пьер пошел по духовной линии, став впоследствии кардиналом. Очень неплохая карьера для младших сыновей в условиях майората. При этом сын Жана -Гастон де Фуа ,уже самостоятельно стал пэром Франции, увеличив небольшие отцовские владения.