Сегодня вспоминаем первое выступление группы «Кино». Первый электрический концерт на большой, скажем громко, сцене. Состоялось это событие 3 апреля 1982 года в Ленинградском рок-клубе на улице Рубинштейна, 13. Сам рок-клуб образовался в 1981 году, но там уже царили звёзды в лице «Россиян», «Мифов», «Санкт-Петербурга», «Аквариума», «Зоопарка»… Стали вступать в клуб и новые, только что появившиеся группы, в числе которых и была «Кино». Став членом рок-клуба в самом начале 1982 года, группа «Гарин и гиперболоиды» по совету Гребенщикова сменила своё название на более ёмкое и целостное «Кино». По воспоминаниям Николая Михайлова, «вечного» президента рок-клуба, Цой с Рыбиным на первых порах не отличались виртуозностью игры, но в них чувствовался какой-то драйв – неизменная составляющая рок-музыки. Их приняли. Весна 1982 года… В рок-клубе планируется сборный концерт. До этого Цой с Рыбиным выступали, разумеется, перед публикой, но это были в основном квартирники. А здесь - зал на 500 человек, электрический звук… Настоящий концерт! Можно только догадываться, какие чувства переполняли Виктора Цоя и Алексея Рыбина в преддверии этого события. Но молодая группа «Кино» была не одинока. Она имела два сильных «крыла» в лице Майка Науменко и Бориса Гребенщикова, которые всячески опекали, что тут говорить, этот молодой коллектив. И вот, наступил долгожданный день. Программа будущего альбома «45» отточена, отрепетирована. Накануне в ДК Цурюпы прошла генеральная репетиция семи композиций, рассчитанная примерно на полчаса. В качестве барабанов использовалась драм-машина.
К слову, именно в эти весенние дни, – с марта по апрель, - велась запись альбома «45» в студии Андрея Тропилло. И вот, на эмоциональном, смеем предположить, подъёме и состоялось первое выступление группы «Кино». Весна, вступление в рок-клуб, студийная запись, опека со стороны звёзд БГ и Майк… К тому же, не забываем, 5 марта того же 1982 года Виктор Цой познакомился с Марианной Родованской. Их отношения в самом расцвете.
Это сегодня тот первый концерт «Кино» мифилогизирован и оброс легендами. Тогда же, это было обычное выступление с ужасным звуком, шумами и хаосом. Кто именно был героем на сцене? Виктор Цой, Алексей Рыбин, Михаил Васильева-Файнштейн и Андрей (Дюша) Романов. Финальная песня «Битник» стала прорывом во времени. Это был рок-гимн и начало новой эпохи. На сцене появился Борис Гребенщиков в огромным барабаном, Майк Науменко с электрогитарой и Игорь (Панкер) Гудков с саксофоном. Его роль заключалась в выдавливании одной лишь ноты, поскольку Игорь не отличался виртуозностью игры на этом инструменте. Да, собственно никто не отличался.
Владимир Рекшан сегодня вспоминает это выступление с иронией. Впрочем, ирония свойственна Владимиру Ольгердовичу. «Весной 1982 года, когда я пришёл в рок-клуб на концерт, о будущих потрясениях и речи не шло. <…> Никого не встретив в буфете, я отправился в зал и сел в партере, услышав как объявили дебютантов: «Группа «Кино»!» Несколько человек в зале вяло захлопали в ладоши. На сцене появился сухопарый монгол в рубахе с жабо, сделал сердитое лицо и заголосил. Монгол оказался Цоем. Рядом с ним на тонких ножках дёргался славянин, и оказался он Алексеем Рыбиным, Рыбой. Откуда-то из-под сцены периодически вылезал БГ с большим тактовым барабаном и исчезал обратно.
«И что они этим хотели сказать?» - несколько надменно подумал я, забыв, что и сам двадцать лет назад выбегал на университетские подмостки босиком…»
Сам Виктор Цой вспоминал это выступление лаконично: «Первый концерт в рок-клубе, в 81 году, мы играли в таком составе: я и Рыба, барабаны – звучала фонограмма электрической ударной установки, Миша Васильев (из «Аквариума») играл бас, а Дюша (Андрей Романов, также «Аквариум») – клавишные. Концерт прошёл ровно, понравился и нам, и публике».
Что касается роли Игоря Гудкова (Панкера), то но сам вспоминает так: «В то время я учился играть на кларнете, ходил в джазовую школу безуспешно, но при этом у меня были кларнет и саксофон. И вот Цой увидел у меня саксофон и говорит – может, поможешь нам на саксофоне? Я говорю – ты что, я не умею играть на саксофоне! А он говорит – не надо ничего играть. Вот есть песня «Когда-то ты был битником», нужно играть одну ноту. Просто зажимать и выдавать одну ноту. Это я мог делать. Вот так и получилось моё появление на сцене с «Кино». Там Майк ещё вылез с гитарой с одной стороны, я с саксофоном с другой, это была последняя песня. Звук был настолько плохой в рок-клубе в то время, что ничего в принципе слышно не было… Никто ничего не понял. У уверен, что никакой славы Цой тогда не стяжал, но публика, пришедшая на рок, в зале сидела. Конечно. Наверняка ничего из представленного им не понравилось, но нам понравилось очень. У нас была настоящая гримёрка с кем-то напополам. И это было очень здорово».
По поводу публики в зале при первом выступлении «Кино» мнение разнится. Например, президент рок-клуба Николай Михайлов, вспоминает про «голосование буфетом». В рок-клубе был буфет и, если группа не представляла интерес публики, то все шли в буфет. Он был полон. А зал – пустой. И наоборот. Так вот, на том выступлении «Кино» буфет был полон. Про ранних Гиперболоидов-киношников Николай Михайлов говорит, что «народ их не очень любил, и они действительно играли плохо».
Марианна Цой в своих воспоминаниях отзывалась о первом концерте «Кино» сдержанно. «Я не очень хорошо помню этот концерт. Меня удивило, что Витя совершенно не нервничал перед первым своим выходом на сцену. Только спустя некоторое время я поняла, что это не так. Просто волнение его было совершенно незаметно для посторонних.
Итак, Витя старался. Рыба очень старался, старались также помогавшие «киношникам» Дюша, Фан и БГ. На последней песне выскочил даже Майк. Но, несмотря на все старания, ничего путного не получилось. Что-то было! Однако неприятный осадок от первой неудачи испарился довольно быстро».
Итак, дебют состоялся. В конце выступления Николай Михайлов произнёс со сцены: сегодня группа «Кино» показала нам кино.