— Где-то же есть хорошие люди. Ты сам говорил.
— Говорил.
— Ну и где же они?
— Прячутся.
— От кого?
— Друг от друга.
Кормак Маккарти, "Дорога"
Спойлеры, размышлизмы, имхо и прочая ерунда, что обычно бывает в моих рецензиях.
Бывают такие книги, которые ты читаешь, понимаешь, что все - ничего хорошего там не произойдет, просто неоткуда, но ты продолжаешь читать и надеяться на лучшее. Не знаю почему. Есть в них что-то, не отпускающее до конца эту хлипкую веру в рассвет, что непременно сменит ночь. Примерно так я читал "Дорогу" Кормака Маккарти, такие же ощущения у меня были при прочтении романа "Я уничтожу мир " за авторством Stochastic .
Никогда не начинаю обсуждения книги с эпилога, а вот здесь, пожалуй, начну именно с этого. Потому что пролог с эпилогом здесь отлично обрамляют основную историю, дают ей большую глубину, чем жизнь отдельного героя в эпоху тотального звездеца. И когда к финалу ближе начинают терзать смутные сомнение, что все - туши свет, бросай гранату - мы все умрем, но эпилог дает опору той смутной надежде, что оставалась со мной до конца, не веря в происходящее в последних главах.
Ну, а теперь давайте поговорим о том аде, что развернулся на страницах романа, а так же о героях, главных и не очень, которые так или иначе мне приглянулись. Обо всем по порядку.
Первое и самое важное - это фантдоп . Есть вирус, что превращает людей в электромагнитные бомбы, и их разум после смерти попадает в мозг другого человека. Вообще, волновая активность головного мозга и то, как все это можно напридумывать и интерпретировать в фантастике, одна из моих любимых тем. И в романе "Я уничтожу мир" автор отлично использует фантдоп, раскрывая проблему людей-бомб на разных уровнях.
Самое банальное - катастрофы, происходящие из-за этих бомб. На них не зацикливаются, прописывая в прологе. Другими словами, взрыв и его последствия далеко не самое важное, хотя и это учитывается и используется дальше в романе.
Наука vs политика. Если ученый пытался понять принцип действия подобной бомбы, то политики и военные, естественно, хотели получить ее для своих целей. Я не сильно верю в добрые намерения профессора Клеменса, но, возможно, он действительно хотел остановить катастрофу.
Люди, пытавшиеся поиметь смерть. Конечно, в надвигающейся катастрофе многие из героев пытались поиметь с этого собственную выгоду: продвинуться по службе, заработать денег, отомстить сопернику и т.д. Но мне особенно запомнился Даркворт, мечтавший поиметь смерть и с помощью вируса переместиться в молодое здоровое тело. Нет, его мечта совершенно не нова - желающих вечной жизни в литературе полно, особенно если вспомнить вампирские саги всех мастей. Но Даркворт бил своих, чужих и всех остальных, что его было сложно заподозрить в мечтах о бессмертии. То есть для меня его история идет в плюс роману.
И, конечно же, взаимоотношения человек/человек. Вот тут было бы интересно провести линию Тейт/Кензи и Грета/Винсент. Если в первом случае Тейт был готов принять "новую" версию брата, то Грета в итоге подалась к тем, кто хотел убивать людей, ставших бомбами, забыв об отце.
Герои . Герои здесь колоритные, даже третьестепенный рокер, что написал песню о взорвавшейся платформе для перегонки нефти. Он там появляется всего ничего, но ты его видишь так отчетливо, что потрогать можешь. У меня в воображении он почему-то был похож на вокалиста Sum 41.
Главный герой Тейт Джозер далеко не пай-мальчик и не самый хороший человек, несмотря на заботу о брате и прочие ньюансы. Нет, конечно, он не злодей, но такие герои обычно вызывают у меня мало сопереживания. Но читать о нем было интересно. Его мысли, злоключения, флешбэки. Он получился очень гармоничным и не отталкивающим. Да, я знал, что конкретно этого героя, да еще и во время апокалипсиса, ничего хорошего ждать не может, но я ждал, что он сделает что-то значимое прежде, чем умереть. И кое-что он сделал, хотя о значительности можно спорить.
Было любопытно наблюдать за взаимоотношениями Тейта с его боссом Биллом (никакой гомосятины!). Вся опека Билла строилась на выгоде, который тот имел с того или иного положительного действия в отношении Тейта, но я все равно ждал, что в какой-то момент раздастся имперский марш и Билл прохрипит: "Люк Тейт, я твой отец!" А ведь я помнил про откровения Лидии, но все равно ждал. Такие дела.
История Билла еще один из плюсов романа. Вот я знал, что Билл англичанин, ливерпулец, но почему-то видел в нем этакого мафиози аля клан Сопрано. Он боролся до последнего: за власть, за город, за себя - это вызывает уважение. Последний бой и самопожирание не жуткое, но немножко мерзенькое что ли, но добавляет колорита во всеобщий трындец, наблюдаемый повсеместно.
Немного о Лидии. Поначалу героиня скорее отталкивающая, особенно из-за истории с домами престарелых. Но очень сильный момент, когда она добивала раненых, которых нельзя было спасти. Потому что это надо было сделать, потому что этого никто не хотел делать.
Ну, и немного о Кензи/Мелисе. Это такое прелестное безумие в смеси наркомана, маленькой девочки и нескольких других сознаний в теле ребенка. Прямо история с проклятой куклой, несмотря на обритый череп и то, что Мелиса вытворяла и как реагировала, она была этакой хорошенькой куклой. Я даже ждал, что ее спасут, я этого хотел, а потому хорошо, что нет.
Общие моменты и глобальность происходящего показана отрывками, но при этом видна цельная картинка, как звездец шагает по миру. Сначала локальные катастрофы: самолет упал, обвал в тоннеле, газопровод взорвался и т.д. Потом война за нефть. Потом война за жизнь. Война всех против всех. Внимание на этом не заострялось, но оно хорошо ощущалось.
Единственное, я не понял, почему работали сотовые телефоны при полном отрубе электричества. Сотовые вышки разве не должны были отрубиться вместе со всем? Если не отрубились, почему возрожденные не полезли к ним взрываться? Охват маленький?
Ну и в конец приведу понравившуюся мне цитату из финала. Ибо что-то тут есть!
Итого: мне понравилось! И стиль, похожий на Паланика. И безысходность, почти как у Кормака Маккарти. И обещание безумной, но интересной истории, которую обещает пролог. И надежда, которую дарит эпилог. Да, это действительно потрясающая идея мира, что рушится у вас на глазах. Отличная история человеческих жизней в разрезах глобальной и локальных проблем. Отличный роман!