Видишь ли, люди не хотят умирать ни за что, не хотят потрясений, волнений и страданий. Все, чего они хотят — это скучную жизнь…
Сэм, "Сад земных наслаждений "
Спойлеры и размышления о вечном
Я люблю, когда книга вызывает эмоции. Если читаешь и кроме "ну и чо?" ничего не возникает в голове от развернувшихся на страницах событий, то такую книгу лучше закрыть, ибо их еще тысячи непрочитанных. Если эмоции сугубо отрицательные, то тоже следует закрыть, если за вами не числятся какие-либо обязательства вроде конкурсов, марафонов, клятвенных клятв.
Роман "Сад земных наслаждений" эмоции у меня вызвал в основном положительные, но начинал читать дважды. Нет, не потому что никак не мог понять написанное и погрузиться в атмосферу романа, а потому, что настроения читать особо-то не было. Читать вообще, а не данный роман. А потому если вы ищите книгу попроще, чтобы прочитать и забыть, то "Сад земных наслаждений " явно не ваш вариант. А вот если есть настроение погрузиться в историю с головой, попытаться распутать сюжетные линии и хитросплетения до того, как это сделает сам автор, - добро пожаловать! "Сад земных наслаждений" вам непременно понравится.
Cherchez la femme
Роман поделен на три части, в каждой из которых нам показывают нового повествователя: Амон, Техути и Юэн.
В первой части читатель вместе с молодым комиссаром Амоном направляемся в Малую Цитадель, потому что некий злоумышленник в ней заражает бактериями каллуса (сырье, из которого готовится еда, грубо говоря), попутно этот самый каллус воруя. Амон неопытен, но ответственно подходит к своему заданию, желая во что бы то ни стало найти преступника. В своем стремлении он даже готов преступить закон, придав своей тени облик человека (тени - это роботы-помощники). И что интересно, Амон разбирается в итоге в чем же суть, но это, слава автору, оказывается далеко не самым важным.
Из черт этого персонажа так же хотелось отметить его нелюдимость. Амон - всем интровертам интроверт, посвятивший значительную часть своей жизни учебе, пренебрегая общению с другими. Его даже местная система отправляла на "принудительное" свидание, естественно, закончившееся так себе.
Еще ему снятся кошмары о прошлом, в том числе о встрече с комиссаром Яни, ставшей его наставницей. Во сне Амон часто ищет мать, что очень символично, особенно в конце, когда сюжет раскрывает, что же на самом деле произошло в прошлом Амона.
Следующую за Амоном часть открывает Техути, перенося нас во времена до кошмарных снов первого. Там еще Искины не враги, а Техути и вовсе является одним из Консенсуса (правящий совет искинов). Он их "совесть", потому как сами искины не в силах с человеческой точки зрения рассмотреть стоящие перед ними задачи. Основная их задача защитить это самое человечество, сохранить их, помочь выжить. Это играет с Консенсусом и прочими искинами дурную шутку, когда люди решают сбросить опеку.
На фоне с одной стороны нарастающего накала в отношениях искинов и людей из других корпусов, с другой на фоне первой влюбленности происходит раскрытие Техути. Он вроде бы человек, но не с людьми. Вроде бы и старший среди искинов, но человек. А Яни, в которую он влюбляется, и вовсе из Комиссариата, с которым у Консенсуса терки. В общем, нет повести печальнее на свете. Для меня в романе "Сад земных наслаждений" почему-то именно судьба Техути показалась самой трагичной, хотя
щас будет совсем спойлерный спойлер
он единственный из всех троих выжил как человек
Впрочем, у героя третьей части - комиссара Юэна - судьба тоже не шибко завидная. С возлюбленной не срослось из-за "трофейного" мальчишки из корпуса Консенсуса. Да и долгожданного выхода на пенсию так и не случилось, потому что этот самый мальчишка Амон натворил дел в Малой Цитадели и сбежал, начав подпольную деятельность по подрыву власти комиссариата. А так как у Амона и Юэна связь через Яни, Юэна, естественно, отправляют к нему. Все это дело обставляют как понижение в должности, а потом и вовсе объявляют Юэна вне закона. Вроде бы для того, чтобы он втерся в доверие к Амону, но Юэн понимает, что назад пути для него точно уже не будет. Вот такая вот пенсионная реформа.
Как вы заметили, всех троих героев связывает воедино женщина - Яни. Для Амона она наставник и отчасти замена матери, для Техути первая и недостижимая любовь, для Юэна любимая, но потерянная женщина. И эта связующая нить во многом определяет дальнейшие поступки героев, при этом просто направляя их, не подталкивая. К тому же действия героев в большей степени подвергнуты влиянию со стороны их окружения и событий, в которые они попали или были втянуты. Яни скорее как свет маяка.
Помимо связующей роли, Яни немного путает читателя. Так, к примеру, я долго верил, что Яни на самом деле мать Амона.
Но происходящее в романе в целом поначалу не сразу показывает читателю мир таким, какой он есть, позволяя делать собственные предположения. Так, к примеру, осознание, что место действия происходит на другой планете, а дом - по сути космический корабль, приходит не сразу. Хотя казалось бы прочти аннотацию еще раз:
A long time ago in a galaxy far, far away…
Согласен, намек неявный. И это хорошо, потому что постепенное раскрытие дает итого больше понимания, чем если бы информацию дали в лоб.
исчо один спойлер
Таких моментов с загадками и постепенными раскрытиями довольно много. Например, Яма оказывается тем самым искином, имя которого позабыли.
Язык и прочие тонкости
Я мало читал книг, написанных в настоящем времени. И я далеко не фанат подобного изложения, хотя конкретно здесь мне это нисколько не мешало читать. Но язык при этом казался самую малость механическим или переводным. Впрочем, оно скорее стилизация. Или меня приглючило с непривычки, тоже не исключено.
Но несмотря на то, что я так увидел, не могу не отметить, что язык романа красивый, богатый на аллюзии и метафоры.
Не поэзия кормит поэта, а поэт поэзию.
Описания чувств героев, мест происходящего, действующих лиц удались хорошо, у меня ни разу не возникало сложности с представлением описанного. Хотя при этом портреты никогда не даются в лоб, а-ля "у него были такие-то глаза, такая-то челюсть и пальто в такой-то цветочек".
Амон стоит так долго, прижимаясь самыми кончиками пальцев и слушая звуки, которых нет. Там — гром и грохот, и шелест кислотного дождя, и вой ветра, и шум трансформаторных станций и рокот первой турбинной подстанции. Тут — мертвая тишина, в которой слышно лишь его дыхание и стук сердца. Там — бешеная скачка, скорость и мощь, и ветры играют наперегонки среди ветвистых стволов молний, и тучи скребут крыши зданий далеко внизу плотными завесами дождя. Тут — каждое мгновение тянется часами, каждое движение — как будто пропущенное в замедленном режиме.
Или имена героев.
Амо́н (егип. Jmn — «сокрытый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). (с) Википедия
Особенно хорошо созвучен с сюжетом перевод "сокрытый".
Тот (иначе Теут , Тут , Туут , Тоут , Техути , Джехути др.-греч. Θώθ , Θόουτ от егип. ḏḥwty , возможно произносится ḏiḥautī) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). (с) Википедия
При учете кем являлся Техути в романе, то имя его говорит не меньше поступков.
А вот Юэна я в мифологии не нашел. Но он и по роману обычный человек, в отличие от первых двух.
Есть, к слову, и другие имена, имеющие отношения к различным мифам.
И тут, конечно же, нельзя не сказать про обложку. А лучше я ее покажу, вернее не ее, а работу Иеронима Босха "Сад земных наслаждений"
Трактовок у триптиха множество, но на данный момент ни одна из них не признана единственно верной. Но местами они перекликаются с сюжетом романа. Так:
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. (с) Федерико Дзери
можно соотнести с рассказом Ямы про время после свержения искинов и Консенсуса. Или про противостоянии искинов с их желанием "спасти" человечество, сделать как лучше, когда люди хотят, чтобы оставили просто хорошо, и уходят от "пути спасения".
Итого
Роман "Сад земных наслаждений " для читателя внимательного к деталям, любящего задачи для самостоятельного решения, любящего подумать над текстом.
Я читал с удовольствием, мне нравилось решать вопросы, поставленные перед героями, а после искать разные отсылки, когда писал рецензию. У книги отличное послевкусие и много разных идей, главную (ну мне показалось, что главную) я вынес в эпиграф.
Ну и для меня "Сад земных наслаждений " стал одной из тех немногих книг, после которых понимаешь, что ты сам лучше уже не напишешь. К слову, такое ощущение почему-то бывает только из-за самиздатных книг, а не после классиков. Но это, конечно же, совсем другая история.