Найти тему
Фиолетовые миры

Так ли идеальна история Гарри Поттера? В чем недоработки?

Оглавление
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"

Будем рассуждать не только о фильмах, но и о книгах – об истории, придуманной Джоан Роулинг в целом.

Сегодня мы хотим проанализировать, насколько идеален сюжет этой всем известной эпопеи, чтобы сделать выводы о том, какие ошибки в сюжете не мешают произведению захватить мир.

Все ли этапы структуры сюжета присутствуют?

-2

Пожалуй, в масштабе каждой книги все эти шаги соблюдены: каждая книга - это новый учебный год Гарри, в начале которого возникает проблема (завязка), в ходе учебного года Гарри пытается решить эту проблему, и ближе к концу книги происходит главный бой, кульминация. Например, в "Философском камне" это сцена сражения с преподавателем Квирреллом, у которого на обратной стороне затылка Гарри увидел Волан-де-Морта и впервые с ним поговорил лицом к лицу, так сказать. В "Кубке огня" это сцена, когда Гарри и Седрик телепортировались на кладбище и встретились с Волан-де-Мортом, опять же.

Проработанность главного героя.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"

Главная драма Гарри

Здесь не все так гладко, как хотелось бы. Давайте будем честными: Гарри - довольно "тухлый" персонаж, если позволите нам такую вольность. С самого начала его проблема формируется примерно так "на меня свалилось счастье, и я даже и не знаю, как теперь быть". Зачастую его проблемы вида "алмазы из карманов сыплются".

Главная тема повествования

В первой книге Гарри узнает, что он не обычный ребенок, что он обладает сверхспособностями - ни с того ни с сего. Он еще ничего не сделал, а уже получил билет в Хогвартс ни за что. И более того, он избранный даже в волшебном мире, и сразу получает к себе гораздо больше внимания, чем типичный ребенок. Он как бы становится суперзвездой. Да, эта проблема реальна для суперзвезд и детей богатеньких родителей, но насколько она актуальна для всех нас – обычных смертных?

В каждом фильме он, конечно, решает самолично бороться со злом, и вместе с друзьями они очень интересно этим занимаются – к этой стороне его характера претензий нет. Он просто поступает как любой добрый и нравственный персонаж. Мы себя чувствуем такими же борцами за справедливость, поэтому сопереживаем ему.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"

Цель героя

У Гарри как бы две цели: отомстить Волан-де-Морту лично за смерть родителей и желание быть обычным - желание иметь семью, друзей, и вести среднестатистическую жизнь. Плюс в обществе волшебников к нему особое отношение, а ему хотелось бы, чтоб к нему относились как к обычному. Насколько эта проблема близка каждому из нас? Похоже, эта история для детей звезд, как нам кажется. Потому что зачастую у большинства другая проблема - к ним относятся слишком пренебрежительно, и принимают их за более обычных, чем те являются.

Уровень психологического развития Гарри

Также Гарри - сирота. Психология сирот очень неоднозначна. Его воспитывали в доме, который не был лишен домашнего насилия, особенно в отношении Гарри. И в этих условиях мы вдруг на выходе получаем не маньяка убийцу, а примерного невротика, с высокой степенью самоосознания, с любовью к своим родителям, с которыми он никогда не был знаком, и за которых хотел бы отомстить. Нельзя сказать, что это реалистичная ситуация. В реальности из такой семьи вышел бы неуравновешенный человек со склонностью если не к суициду или убийствам, то с зависимым типом личности (от алкоголя или сигарет), или по крайней мере человек с расстройством личности - потерянный по жизни, без четких целей, без понимания, кто он есть и куда он идет. Чего не скажешь про Гарри. Он фантастически адекватен для своего бэкграунда.

Арка героя

Как Гарри меняется в ходе истории? Можно ли сказать, что Гарри в начале и в конце истории – два разных человека? Вряд ли. Гарри физически вырастает и превращается из ребенка в совершеннолетнего, но о его моральных изменениях сложно говорить: он как был немного неуверенным, так и остался. Он с самого начала знал, что такое хорошо и что такое плохо, и в этом плане все сохранилось. Возможно, в начале он не мог принять свою избранность, а в конце стал выносить выгоды из своего статуса – тоже трудно сказать, от части.

Проработанность антагониста

Волан-де-Морт – типично плоский злодей с немотивированной агрессией. Он тоже был сиротой, как и Гарри. Поэтому вдвойне подозрительно, почему такие две похожие судьбы в начале пошли по диаметрально противоположным сценариям.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"

В ужасном детстве, у Тома Реддла (настоящее имя Волан-де-Морта) откуда-то находилась энергия учиться на отлично, быть во всем перфекционистом и преуспеть во многих сферах жизни. Том стал выдающимся волшебником, собрал вокруг себя круг единомышленников, и там обращался со своими союзниками как с грязью. Общаться на равных Волан-де-Морт не умел, но фантастическим образом сумел подняться и захватить мир практически дважды. Давайте признаем, что это не реалистично. С такой великой злобой к людям не мог человек находить столько энергии и внутренней самодисциплины, чтобы проворачивать все свои проекты. В реальности такой человек просто спился бы. В реальности злоба мешает думать трезво, и повышает риск ошибок.

Было бы более правдоподобно, если бы Волан-де-Морт был фанатиком, приверженцем какой-то идеи. У таких людей обычно с самодисциплиной все в порядке, и коммуникативные навыки позволяют собирать вокруг себя людей, в отличие от просто маньяков и серийных убийц, которые работают в одиночку и не способны на долгосрочные социальные связи.

Мораль, идея

Все это присутствует, и проходит красной нитью по всем книгам и фильмам: нас учат тому, как важна дружба и семья. И показывают на примере Волан-де-Морта и пожирателей смерти, к чему приводит ненависть и неуважение к ближнему. Пожалуй, мораль немного детская, не сказать, что актуальная для многих.

Наличие конфликта в сюжете

Конфликт яркий как на глобальном уровне между волшебниками и приспешниками Волан-де-Морта, так и на личном уровне между Гарри и самим Волан-де-Мортом. Также это идейный конфликт между альтруизмом и эгоизмом, между коммуникабельностью и замкнутостью.

Итак

Практически все в истории Гарри Поттера отлично, но не когда дело касается персонажей и их мотивации, к сожалению. Основываясь на этом факте, можно сделать вывод, что если вы сценарист или писатель, теперь вы знаете, что не обязательно прорабатывать своих персонажей, и в истории есть случаи, когда это не играло такой большой роли, и не помешало произведениям стать успешными.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня"

И все-таки, чем берет история Гарри Поттера?

Сеттингом. Не смотря на то, что сюжет соответствует классической структуре истории по многим параметрам, лично наше мнение, что все эти параметры не так важны, как сеттинг. Именно благодаря ему эта история стала известна на весь мир.

Сеттинг – это среда, в которой происходит действие. Иными словами, проработанность Вселенной. Волшебный мир Джоан Роулинг разработала отлично. Именно этот момент нас всех завораживает, и мы мечтаем погрузиться в эту атмосферу вновь и вновь.

Бузинная палочка, шоколадные лягушки, "алохомора", сливочное пиво, оборотное зелье... все это близко нашему сердцу. А персонажи и события, которые происходят в этом мире – лишь предлог, чтоб каким-то образом побывать в этой среде.

Нам кажется, впереди кинематограф снимет еще несчетное количество фильмов, происходящих в этой Вселенной, потому что мир – действительно находка. И люди будут идти на эти фильмы ради атмосферы, а не ради персонажей. Не думаю, что кому-то будет грустно, что в главных ролях мы не увидим самого Гарри. "Фантастические твари и места их обитания" тому доказательство. Разумеется, эти фильмы должны быть с удовлетворительным сюжетом без откровенных ошибок, чтобы просто не мешать наслаждаться атмосферой, но многого от них не требуется.

_____________________________________________________________

*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм стоит просмотра?

И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.

Наши рассказы вы можете найти здесь.