Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Как журнал «Крокодил» критиковал стереокино

Земля молодости
Земля молодости

Выходной день в Москве. СССР, 1940. Режиссер А. Птушко.

Земля молодости. СССР, 1940. Режиссер А. Андриевский.

Неистовый рыболов. СССР, 1941. Режиссер А. Андриевский.

В апреле 1941 года журнал «Крокодил» неожиданно выступил против тогдашней технической новинки – стереокино.

Автором заметки был фельетонист Евгений Бермонт (1906–1948).

Земля молодости
Земля молодости

Приведу фрагмент его текста, касающийся стереокино:

На приятные темы

«В майские дни тянет говорить всем только приятные вещи, никого не стремишься обижать и даже критику. В. Эрмансу хочется простить его статьи о цирке и эстраде...

Давайте же, товарищи, побеседуем о радостях, удачах, хороших пьесах, чудных актерах и прочих удовольствиях, которые падают на долю талантов и поклонников.

— Вы были в стереоскопическом кино?

— Был...

— Ну и как?

— Ушел оттуда с болью шейного позвонка, с усталыми глазами и с чудным сознанием того, что сейчас сидел у колыбели новорожденного, который скоро покорит мир...

И удовлетворенный зритель, захлебываясь, рассказал о стереочудесах волшебника Иванова.

Второй зритель почесал за ухом:

— А вот в руководстве «Как смотреть стереофильм» написано, что если не примешь «правильную позу», то попадешь в «зону псевдоскопии» и будешь испытывать «неприятное ощущение, в глазах».

— А кто вам мешает занять правильную позу?

— Да, конечно... Но все-таки... Идешь в кино, платишь деньги и вдруг какие-то «неприятные ощущения»...

Первый обиделся:

— Лично я испытал громадное наслаждение...

Кстати, недавно я был в кино... Не в стереоскопическом, а в самом обыкновенном кино, где смотрел самый обыкновенный фильм «Концерт-вальс» режиссеров Дубсона и Трауберга...

И какие я только правильные позы ни принимал, все равно, испытывал главным образом неприятные ощущения...» (Бермонт, 1941: 15).

ЕВГ. БЕРМОНТ (Бермонт Е. Приятные ощущения // Крокодил. 1941. № 8. С. 15.). Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1941 год киновед Александр Федоров, 2021.