Все мы помним классическую версию сказки «Спящая красавица» - о принцессе, проколовшей палец. Но было ли веретено? И почему не игла, не булавка, не изящная фибула в конце концов? У меня есть своя версия, которой я с вами поделюсь. Не факт, конечно, что это святая истина, но все же…
Для начала опишу варианты проклятий у разных сказочников (в комментариях к прошлой статье меня ругали за бессистемность, поэтому нынче, не обессудьте, буду систематизировать))).
1. «Древние хроники Англии, события и деяния короля Персефореста и рыцарей Вольного Чертога». 1459-1460 годы.
Главную героиню - принцессу Целландину (Зелландину) проклинает богиня Фемида, которой не достался столовый нож. Кусочек от первой же нитки, которую спрядет девочка, застрянет в пальце, и несчастная заснет беспробудным сном.
2. Джамбаттиста Базиле, сборник сказок «Пентамирон», сказка «Солнце, Луна и Талия». 1636 год.
Талии - новорожденной дочери благородного господина, предсказали страшную участь от кусочка льняного волокна. В результате отец строго запретил держать в замке лен, пеньку, одежду из льна и прочие предметы с ними связанные.
3. Шарль Перро, сборник «Сказки матушки Гусыни», сказка «Спящая красавица». 1697 год.
Король и королева пригласили семь фей на праздник в честь рождения принцессы. Перед феями «поставили чудесные обеденные приборы и ящички из литого золота. В ящичках лежали вилка, ложка и ножик, так же изготовленные из золота и украшенные алмазами и рубинами». Неожиданно появляется старая фея, о которой все забыли и драгоценных столовых приборов ей не досталось. Фея обиделась и произнесла: «Принцесса уколет руку себе веретеном и умрет!»
4. Братья Гримм, сказка «Шиповничек». 1812 год.
На праздник в честь новорожденной принцессы приглашены феи - их в королевстве, вообще-то, было 13, но золотых тарелок у короля было всего 12, поэтому одну фею решили не приглашать. А она обиделась. И пришла. И прокляла принцессу: «Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и от этого помереть! ». Так, в общем-то и случилось бы, если бы другая фея не смягчила проклятие.
В общем, подводя промежуточный итог, замечу, что проклятье злой колдуньи появляется не во всех вариантах. Например, у Базиле – это пророчество. В любом случае, заранее предопределено, что девочка погибнет от прикосновения ко льну, пеньке, волокну и т.п.
А теперь еще один момент, который, как мне кажется, крепко привязан к этой самой нити (которая, конечно, тянется от веретена))). Поцелуй принца. Или не совсем поцелуй. Может быть, в некоторых вариантах вообще обошлось без него.
1. «Персефорест»
Тройлус, влюбленный в Целландину, находит её спящей. Богиня Венера, покровительствующая девушке, подсказывает ему, что надо делать. Тройлус колеблется, но все же «отнимает право называться девушкой»… Но Целландина не просыпается. Тогда он обменивается с ней кольцами и покидает возлюбленную. Та же через девять месяцев производит на свет мальчика, который высасывает занозу. Целландина просыпается.
2. Базиле.
После того, как Талия заснула, отец и все обитатели покинули дом, оставив девицу одну сидящей на троне. Спустя какое-то время на охоту в окрестные леса заехал молодой король и, конечно, заметил здание, стоящее на отшибе. Не достучавшись в дверь, король влез в окно, нашел красавицу, понес на постель и «сорвал плоды любви». После чего спустя 9 месяцев Талия, не просыпаясь, родила двойню. Ища грудь, девочка присасывается к материнскому пальцу и высасывает занозу, от чего Талия просыпается.
Таким образом, сон проходит, а дети остаются))) В более ранних вариантах описывается именно незаконная связь, брачные узы между «влюбленными» отсутствуют.
А вот теперь напишу, при чем же здесь веретено, сон и прочая… Ну, по моей версии, конечно))
Издавна прядение, ткачество и все виды работы с тканью (кроме крашения) считались чисто женскими. Наверняка, все вы знаете слово «неряха», звучавшее когда-то как «непряха». Имелась в виду ленивая женщина, отношение к которой было отрицательным, так как она не умела (или не хотела) как следует одеть свою семью – напрясть достаточно нити, наткать достаточно ткани, сшить необходимое количество одежды. В общем, нерадивая женщина, которую и в жены-то брать не следует…
Возможно, именно так надо интерпретировать предсказание прорицателей или проклятье феи (богини) – дочь знатного господина не сможет стать чьей-либо законной женой (может быть, еще и поэтому он запретил в своем замке прядение и ткачество – хотел уровнять шансы))). И в итоге это предсказание сбывается. Здесь есть еще один нюанс, дополняющий общую картину: у Базиле молодой король уже был женат в момент «встречи» с Талией.
Сюда же хочется добавить сюжет о валькирии Сигрдриве/Брунгильде. Она спала, уколотая «шипом сна» (это было наказание самого Одина). Некий молодой человек по имени Сигурд будит деву, разрубая мечом ее доспехи. Валькирия делится с героем волшебными знаниями, а он, возвращаясь к людям, женится на Гудрун. Брунгильду же обманом выдают замуж за побратима Сигурда Гуннара. Для нас здесь главное, что тот, кто ее разбудил женится совсем не на ней!
То же самое происходит и в русской былине о женитьбе Святогора. Он находит свою суженую спящей «в гноище» - то есть, в грязи. Но жениться не собирается, оставляет ей свой меч и деньги, а сам уезжает. Девица просыпается, находит деньги, оставленные Святогором, и на этот скромный капитал основывает небольшое купеческое предприятие. В итоге встретив неплохо одетую и вполне обеспеченную красавицу, Святогор женится на ней.
Подобный сюжет есть и в русских сказках. Например «Морской царь и Василиса Премудрая». Убегая из морского царства, Иван Царевич и Василиса расстаются «на время». А в итоге Иван забывает свою «подводную» жену и сватается к другой. Но в нашей версии все заканчивается благополучно, в отличие от скандинавских саг. Прямо на свадьбе появляются птички от Василисы, и жених вспоминает, что уже женат, оказывается)))
Итак, перед нами вырисовывается следующая картина (или схема, как хотите):
На свет появляется девочка, которая будет «непряхой», т.е. никогда не выйдет замуж. По крайней мере, с самого рождения ей предначертан запрет на прядение, т.е. на женские виды рукоделий. И в некоторых повествованиях на это делается акцент – например, суженая Святогора занимается торговлей, а Сигрдрива пророчествует и учит мудрости– тоже не женское дело, учить мужчину, да и сама она по происхождению валькирия. Есть и еще один редкий вариант сказки, записанный в Ютландии. Там девушка любила… лазать по деревьям!
Стоит лишь главной героине нарушить запрет и заняться «чисто женским ремеслом» - как она впадает в летаргический сон. И чаще всего пробуждается, только когда заноза извлекается. Таким образом, прясть, ткать и прочее после пробуждения она все равно, скорее всего, не сможет, несмотря на то, что стала женщиной, матерью и даже женой)))
Так что «Спящая красавица» - это и не про сон вовсе…
Большое спасибо, что дочитали до конца!
Наталия Трясцина.
Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.