Найти в Дзене
По дорогам сказки

А был ли пальчик?

Все мы помним классическую версию сказки «Спящая красавица» - о принцессе, проколовшей палец. Но было ли веретено? И почему не игла, не булавка, не изящная фибула в конце концов? У меня есть своя версия, которой я с вами поделюсь. Не факт, конечно, что это святая истина, но все же…

Все мы помним классическую версию сказки «Спящая красавица» - о принцессе, проколовшей палец. Но было ли веретено? И почему не игла, не булавка, не изящная фибула в конце концов? У меня есть своя версия, которой я с вами поделюсь. Не факт, конечно, что это святая истина, но все же…

Художник Anne Yvonne Gilbert
Художник Anne Yvonne Gilbert

Для начала опишу варианты проклятий у разных сказочников (в комментариях к прошлой статье меня ругали за бессистемность, поэтому нынче, не обессудьте, буду систематизировать))).

1. «Древние хроники Англии, события и деяния короля Персефореста и рыцарей Вольного Чертога». 1459-1460 годы.
Главную героиню - принцессу Целландину (Зелландину) проклинает богиня Фемида, которой не достался столовый нож. Кусочек от первой же нитки, которую спрядет девочка, застрянет в пальце, и несчастная заснет беспробудным сном.

2. Джамбаттиста Базиле, сборник сказок «Пентамирон», сказка «Солнце, Луна и Талия». 1636 год.
Талии - новорожденной дочери благородного господина, предсказали страшную участь от кусочка льняного волокна. В результате отец строго запретил держать в замке лен, пеньку, одежду из льна и прочие предметы с ними связанные.

3. Шарль Перро, сборник «Сказки матушки Гусыни», сказка «Спящая красавица». 1697 год.
Король и королева пригласили семь фей на праздник в честь рождения принцессы. Перед феями «поставили чудесные обеденные приборы и ящички из литого золота. В ящичках лежали вилка, ложка и ножик, так же изготовленные из золота и украшенные алмазами и рубинами». Неожиданно появляется старая фея, о которой все забыли и драгоценных столовых приборов ей не досталось. Фея обиделась и произнесла: «Принцесса уколет руку себе веретеном и умрет!»

4. Братья Гримм, сказка «Шиповничек». 1812 год.
На праздник в честь новорожденной принцессы приглашены феи - их в королевстве, вообще-то, было 13, но золотых тарелок у короля было всего 12, поэтому одну фею решили не приглашать. А она обиделась. И пришла. И прокляла принцессу: «Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и от этого помереть! ». Так, в общем-то и случилось бы, если бы другая фея не смягчила проклятие.

В общем, подводя промежуточный итог, замечу, что проклятье злой колдуньи появляется не во всех вариантах. Например, у Базиле – это пророчество. В любом случае, заранее предопределено, что девочка погибнет от прикосновения ко льну, пеньке, волокну и т.п.

Художник Christian Birmingham
Художник Christian Birmingham

А теперь еще один момент, который, как мне кажется, крепко привязан к этой самой нити (которая, конечно, тянется от веретена))). Поцелуй принца. Или не совсем поцелуй. Может быть, в некоторых вариантах вообще обошлось без него.

1. «Персефорест»
Тройлус, влюбленный в Целландину, находит её спящей. Богиня Венера, покровительствующая девушке, подсказывает ему, что надо делать. Тройлус колеблется, но все же «отнимает право называться девушкой»… Но Целландина не просыпается. Тогда он обменивается с ней кольцами и покидает возлюбленную. Та же через девять месяцев производит на свет мальчика, который высасывает занозу. Целландина просыпается.

2. Базиле.
После того, как Талия заснула, отец и все обитатели покинули дом, оставив девицу одну сидящей на троне. Спустя какое-то время на охоту в окрестные леса заехал молодой король и, конечно, заметил здание, стоящее на отшибе. Не достучавшись в дверь, король влез в окно, нашел красавицу, понес на постель и «сорвал плоды любви». После чего спустя 9 месяцев Талия, не просыпаясь, родила двойню. Ища грудь, девочка присасывается к материнскому пальцу и высасывает занозу, от чего Талия просыпается.

Художник Hans Zatska
Художник Hans Zatska

Таким образом, сон проходит, а дети остаются))) В более ранних вариантах описывается именно незаконная связь, брачные узы между «влюбленными» отсутствуют.

А вот теперь напишу, при чем же здесь веретено, сон и прочая… Ну, по моей версии, конечно))

Издавна прядение, ткачество и все виды работы с тканью (кроме крашения) считались чисто женскими. Наверняка, все вы знаете слово «неряха», звучавшее когда-то как «непряха». Имелась в виду ленивая женщина, отношение к которой было отрицательным, так как она не умела (или не хотела) как следует одеть свою семью – напрясть достаточно нити, наткать достаточно ткани, сшить необходимое количество одежды. В общем, нерадивая женщина, которую и в жены-то брать не следует…

Художник Ханна Паули
Художник Ханна Паули

Возможно, именно так надо интерпретировать предсказание прорицателей или проклятье феи (богини) – дочь знатного господина не сможет стать чьей-либо законной женой (может быть, еще и поэтому он запретил в своем замке прядение и ткачество – хотел уровнять шансы))). И в итоге это предсказание сбывается. Здесь есть еще один нюанс, дополняющий общую картину: у Базиле молодой король уже был женат в момент «встречи» с Талией.

Сюда же хочется добавить сюжет о валькирии Сигрдриве/Брунгильде. Она спала, уколотая «шипом сна» (это было наказание самого Одина). Некий молодой человек по имени Сигурд будит деву, разрубая мечом ее доспехи. Валькирия делится с героем волшебными знаниями, а он, возвращаясь к людям, женится на Гудрун. Брунгильду же обманом выдают замуж за побратима Сигурда Гуннара. Для нас здесь главное, что тот, кто ее разбудил женится совсем не на ней!

Художник Heinrich Hoffmann
Художник Heinrich Hoffmann

То же самое происходит и в русской былине о женитьбе Святогора. Он находит свою суженую спящей «в гноище» - то есть, в грязи. Но жениться не собирается, оставляет ей свой меч и деньги, а сам уезжает. Девица просыпается, находит деньги, оставленные Святогором, и на этот скромный капитал основывает небольшое купеческое предприятие. В итоге встретив неплохо одетую и вполне обеспеченную красавицу, Святогор женится на ней.

Художник, предположительно, Таня Сытая. Если знаете, что это другой автор - напишите в комментариях, я исправлю.
Художник, предположительно, Таня Сытая. Если знаете, что это другой автор - напишите в комментариях, я исправлю.

Подобный сюжет есть и в русских сказках. Например «Морской царь и Василиса Премудрая». Убегая из морского царства, Иван Царевич и Василиса расстаются «на время». А в итоге Иван забывает свою «подводную» жену и сватается к другой. Но в нашей версии все заканчивается благополучно, в отличие от скандинавских саг. Прямо на свадьбе появляются птички от Василисы, и жених вспоминает, что уже женат, оказывается)))

Итак, перед нами вырисовывается следующая картина (или схема, как хотите):

На свет появляется девочка, которая будет «непряхой», т.е. никогда не выйдет замуж. По крайней мере, с самого рождения ей предначертан запрет на прядение, т.е. на женские виды рукоделий. И в некоторых повествованиях на это делается акцент – например, суженая Святогора занимается торговлей, а Сигрдрива пророчествует и учит мудрости– тоже не женское дело, учить мужчину, да и сама она по происхождению валькирия. Есть и еще один редкий вариант сказки, записанный в Ютландии. Там девушка любила… лазать по деревьям!

Стоит лишь главной героине нарушить запрет и заняться «чисто женским ремеслом» - как она впадает в летаргический сон. И чаще всего пробуждается, только когда заноза извлекается. Таким образом, прясть, ткать и прочее после пробуждения она все равно, скорее всего, не сможет, несмотря на то, что стала женщиной, матерью и даже женой)))

Так что «Спящая красавица» - это и не про сон вовсе…

Художник Errol Le Cain
Художник Errol Le Cain

Большое спасибо, что дочитали до конца!

Наталия Трясцина.

Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.