Недавно на берегу реки в лесу я нашёл несколько уникальных самолётов. Самолётов было 4, но больше всего меня заинтересовали МиГ-15 и МиГ-19.
Пока я их рассматривал мне вспомнилась интересная история, которая произошла с нашими лётчиками в далёком 1964 году.
Камера, мотор, начали.
Начало холодной войны, в мире во всю нарастает противостояние двух ядерных держав. СССР и США. После победы в Великой Отечественной Войне, СССР разместил огромную группу советских войск в Германии. 10 марта на специально подготовленном полигоне в ГДР было решено провести крупные учения Группы советских войск в в Германии. Тогда на боевом дежурстве были истребители двух моделй. МиГ-15 и Миг-19.
На фото МиГ-15 (?) сверху, а Миг-19 снизу.
А наши американские «товарищи» в это же время хотели проверить работу ПВО СССР. Для этих целей, 19 января 1964 года «микимаусы» запустили спутник-разведчика «Феррет».
И вот 10 марта, спутник был готов к прёму данных. Но для этих данных, в воздушное закрытое ПВО пространство должен был войти самолёт нарушитель. Это было нужно для того, чтобы системы стали работать в боевом режиме. И таким самолётом стал самолет-разведчик RB-66 54-451 19 TRS ВВС США.
Когда американский самолёт вошёл в контролируемое пространство нашими ПВО, высшее командование СССР разгадало план супостата и на перехват были поднят истребитель МиГ-19П, который пилотировал бравый капитан Зиновьев.
Всё случилось так быстро, что американцы ничего не успели понять. Но всё по порядку. Сначала Зиновьев попытался принудить RB-66 к посадке.
Для этого он совершил энергичный левый разворот и вышел на цель полусферы. Американцы не испугались. Тогда Зиновьев открыл предупредительный огонь. Толку ноль.
И тогда Миг-19 открыл огонь из всех своих пушек! Но и это не дало нужного результат и тогда Зиновьев открыл огонь по нарушителю из неуправляемых реактивных снарядов С-5, при этом дальность была всего 150 метров. Это почти в упор! Вражеский самолёт Зиновьев сбил, но и сам пострадал, вернее его МиГ-19.
Стрельба производилась на маленьком расстоянии от цели и произошёл разлёт осколков. Одним из осколков нашему Мигу пробило бак, но Зиновьев смог безаварийно посадить машину.
Ну а RB-66 свалился в глубокую спираль и начал падать. Американские лётчики успели покинуть (катапультироваться) свой самолёт, но и успели уничтожить всё секретные документы.
Сели они на парашютах, при этом штурман Харольд Велч получил серьёзную травму рук и ног, летчик Дэвид Холланд и штурман-инструктор Мэлвин Кесслер не пострадали. После посадки их взяли в плен, но после освободили.
За этот вылет капитан Зиновьев был награждён орденом Красного Знамени. Было это 4 апреля 1964 года.
Ну а за столь борзый пролёт над территорий ГДР в Москве вручили ноту протеста Правительству США. Военные США признали факт нарушения, но всё списали на то, что их самолёт просто заблудился.
Такая вот история.
Источники: «Война в воздухе» № 107, 2004 г.