(Soldier, 1998, США)
Самый любопытный факт, который вы можете узнать о данной картине, это даже не множество её "пасхалок" на другие роли Курта Рассела, известные фильмы, видеоигры и реалии нашего мира. Это - фантастическая вселенная "Солдата", которая... та же самая, что и в легендарном "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта (и в "Бегущем по лезвию 2049" Вильнёва, соответственно).
Как так вышло?
За это скажите спасибо местному сценаристу Пиплзу, соавтору сценария "Бегущего...". Именно его осенила идея взять степлер и пришпилить "Солдата" к подолу киноклассики 20 века. И никто не остановил беспардонного Пиплза, хотя, казалось бы, в юридической практике Голливуда такие фортели не остаются безнаказанными.
Однако, желая хоть так, но приобщиться к культовой славе "Бегущего...", Пиплз и режиссёр "Солдата" Пол У. С. Йовович Андерсон навлекли на себя и его проклятье - жуткое кассовое фиаско. Из вбуханных в фильм 60 миллионов "зелёных" мировой прокат вернул лишь... 17 (!), чем не отбил даже 20-миллионный гонорар Курта Рассела.
Плач да и только!
И тем не менее третья полнометражка Андерсона сделана на том же крепком уровне, что и его предыдущие ленты "Смертельная битва" и "Сквозь горизонт". Что в немалой степени и заслуга Рассела, честно отработавшего свою нехилую для тех лет зарплату. И не только хорошо подкачавшегося для роли очередного крутыша, но и блестяще сыгравшего глубокий образ буквально выброшенного на свалку, ветерана звёздного спецназа.
Главная драматическая фишка картины: за 99 минут её главный герой Тодд обронит всего 104 слова. Но не потому что в детстве его напугал плакат "Болтун - находка для шпиона!". Просто большего Тодду и не надо - его пронзительно грустные глаза и поведение говорят нам всё, что нужно, и ничего лишнего.
Впрочем, с биографией Тодда нас всё равно вкратце познакомят, хотелось ему того или нет.
Так уж вышло, что в мире будущего его призвали в армию... аж во младенчестве. Из-за чего, надо полагать, свои первые шаги он сделал уже строевым шагом, а первые произнесённые им после агуканья слова были "Так точно, сэр!". После чего пацанчика годами обучали безжалостно убивать, чем он и занимался дальнейшие 40 лет на десятках планет, чьи обитатели нарывались на взбучку.
И всё бы ладно, но однажды в армии грянула большая реформа. Из-за чего на смену обычным, выросшим под солнышком на навозных грядках, солдатам прибыло их новое, тепличное ГМО-поколение. Прямиком из научных лабораторий, где новичков превратили в чуть ли не в биороботов, как физически, так и умственно.
Немудрено, что на показательном турнире с новобранцами "не на жизнь, а на смерть" ветераны Тодд и другие проиграли вчистую, а их тела были выброшены в мусорный контейнер, ибо куда ещё-то?
Мусор этот космический мусоровоз увёз затем на планету-свалку Аркадию. Где, как оказалось, Тодд не только не умер, но и был найден добрыми аркадийцами. Которые полезного в хозяйстве крепыша подобрали, накормили, вылечили и даже устроили работать на полставки огородником. Отчего бедолага, впервые в жизни пообщавшись не с солдафонами, а с нормальными людьми, тоже стал мало-помалу очеловечиваться. С зубовным скрежетом и ломкой без любимых портянок, но тем не менее.
И вот, когда однажды на Аркадию десантировались те самые обидевшие Тодда, ГМО-шники и айда геноцидить аборигенов, их ожидал большо-о-ой взрывучий, стрельбучий и мордобойный сюрприз. Ибо униженный ветеран не только не забыл вонь того мусорного контейнера и полюбил аборигенов. Вдобавок он просто соскучился по ядрёной драке под грохот пулеметов и гранатометов. А уж этих игрушек, будущих трофеев Тодда, враги привезли ему на блюдечке целый арсенал.
***
В общем, один из последних "аналоговых" фант. боевиков с мизером цифровых эффектов, которые хочется иногда пересматривать. Чей герой, суровый мужик, использует в мирное время вместо боксёрской груши бензобак от грузовика (сцена из фильма), а на войне крошит в одиночку противника целыми взводами.
И хоть по духу и исполнению "Солдат" далёк от "Бегущего по лезвию" с его моралью и сложным психологизмом, любителям мрачной драматической фантастики он тоже рискует понравиться. Тем более боевых сцен, в отличие от последующих фильмов Пола У. С. Андерсона, здесь в меру, и у Курта Рассела хватило времени на всё: и пострелять-подраться, и блеснуть своим недюжинным актёрским мастерством.