Центральной темой фильма «Доживём до понедельника» (1968) является даже не любовь молодой «англичанки» к историку Илье Семёновичу, а – сочинение по литературе.
Взрослые парни и девушки говорят о счастье, а Надя Огарышева и вовсе – о супружеском счастье. Когда я смотрела это в детстве, то понимала растерянность и гнев училки не совсем правильно.
Мне казалось, что Светлану Михайловну обескуражило, что её ученица хочет …вообще нигде не работать, быть «любимой женой» и «просто мамой», да ещё и вопрошает с надеждой: «А разве у матерей мало работы?»
В Советском Союзе было принято совмещать ударный труд с деторождением, а участие в общественной жизни – с семейными заботами. Я не берусь обсуждать, хорошо это или плохо – каждый на то имеет своё мнение.
Наши мамы делали карьеру, а мы растились бабушками или в детских садах, на продлёнках, в пионерлагерях, спортивных секциях. Тогда государство реально занималось воспитанием на всех уровнях, а потому женщины спокойно поручали детей – школе и кружку авиамоделизма.
Образ домохозяйки и «просто мамы» казался нелепым и архаичным, если это, конечно, не мать-героиня, вроде той, что показана в фильме «Однажды двадцать лет спустя» (1981), да и тех часто задевали на бытовом уровне, считая, что тётка рожает, как первобытная самка и не развивается.
То есть мечты Огарышевой считались, что называется, социально-неодобряемыми, хотя, многие девушки мечтали выйти замуж и заниматься домом. И плевать, что думает тётя-Маня с дядей-Васей, а заодно – общество с государством.
Благо, домохозяек не привлекали к ответственности за тунеядство (вот, если дама жила одна и вела предосудительный образ жизни, имея нетрудовые доходы – тогда милиция насторожилась бы). А если четверо детей и муж - обеспечивает, тогда - нормально.
Но вернёмся к реакции Светланы Михайловны, чья реплика: «В классе мальчики!» говорит о том, что дело не в доблестном труде, от которого нагло захотела улизнуть Надька Огарышева.
Для старой девы образца 1960-х тема любви и деторождения связана с …постелью. Ага. Фраза насчёт мальчиков - показательна. Ханжа и неудачница, она автоматически «нарисовала» себе похабную картинку.
Отсюда – истерика и демонстративное поведение. Преподавательнице реально стыдно и неловко. Довольно часто «целомудренные», то есть невостребованные дамы относятся к половому вопросу с параноидным вниманием и повсюду видят «неприличности»...
Как увидела их Светлана Михайловна в обыденных мечтах старшеклассницы. Сама же – убого заигрывает с Мельниковым, ревнуя и бесясь при виде более успешной соперницы – красивой и «модерновой» Наташи. В общем, Огарышева захотела уюта и материнства, а учительница выстроила тему блуда.
Zina KorZina (c)