Поликлиника, казалось бы, самое обычное дело - ну что тут может быть неординарного? Оказывается может: в России существуют настоящие передвижные поликлиники в виде полноценных поездов. Уже много лет они курсируют по территории от Омской области и до Тихого океана, обеспечивая медицинской помощью жителей населённых пунктов, в которых часто нет даже фельдшера.
Самый первый такой поезд был придуман ещё в 1989 году, а тестовые выезды начались уже в 1990 году. Тогда, скажем, Западно-Сибирская железная дорога ещё не пересекала никаких государственных границ. В октябре 1993-го года, когда первый медицинский поезд был сдан в эксплуатацию, часть путей оказались на территории независимого Казахстана.
Поэтому сейчас, наверное, стоит оценивать появление первого советско-российского медицинского поезда как иллюстрацию к тезису о том, что главное - делать своё дело.
Задуманный в одной стране, а запущенный уже в другой, поезд "Здоровье" (такое название получил состав) и его "экипаж" занялись своей работой.
Изначально "Здоровье" задумывался как проект для медицинской поддержки работников железной дороги, живущих на отдалённых станциях. Им даже для прохождения плановой медкомиссии приходилось ездить в крупные ж/д узлы вроде Новосибирска, Омска и т.п. В случае заболеваний ситуация становилась ещё сложней.
В январе 1994 года "Здоровье" впервые проехался по мелким станциям для осмотра работников железной дороги. Почти сразу же стало ясно, что проблема касается и остальных жителей этих удалённых мест. Поэтому маршруты поезда стали включать и обычные деревни и посёлки.
"Врачебная бригада" включала специалистов совершенно разных профилей - кардиолога, невролога, гастроэнтеролога и пр. В самом поезде были устроены, к примеру, отделения ультразвуковой диагностики, флюорографии, клинико-биохимическая лаборатория - в общем, практически всё необходимое, что и не в каждой поликлинике в большом городе тогда было.
Целый вагон этого первого состава "Здоровья" был отведён под профилактику и пропаганду здорового образа жизни. Впрочем, в современных подобных поездах - а их в составе РЖД уже 5 штук - есть даже церковный вагон, а в состав "бригады" наряду с медиками входит православный священник.
Обязательным в составе медпоездов стал и вагон с дизель-генератором, который обеспечивает состав электричеством в экстренных случаях. Вагон-ресторан, жилые вагоны для врачей с душевыми кабинами в каждом "номере", вагоны с кабинетами со всем необходимым для работы специалистов и даже операционная - таков, скажем так, состав этого состава.
Известно, что для медицинского оборудования критичны внешние факторы вроде вибрации (а как в поезде без тряски) или действие электромагнитного поля (тоже очевидно, что в поездах это проблема). Эти проблемы, конечно, тоже были решены - скажем, все вагоны, где есть подобное оборудование, экранированы.
Рабочие места врачей объединены в единую локальную сеть, при этом поезда оснащены спутниковой связью, которая в том числе позволяет в онлайн-режиме проводить консультации и даже небольшие симпозиумы врачей.
То есть при особых случаях специалист прямо из поезда связывается с коллегами, находящимися в данный момент в своих больницах, и обсуждает возникшие проблемы.
Телемедицина во всей красе - причём появилось это в поездах ещё в нулевых, когда и были по примеру "Здоровья" запущены медицинские составы на других магистралях. Надо понимать, что часто эти поезда для жителей охваченных регионов - единственный способ побывать у профессионального врача. А порой и купить лекарства - в поездах есть и аптечный пункт.
Ниже, кому интересно, приведены даты начала работы этих медпоездов и районы, которые они охватывают.
"Здоровье" - октябрь 1993-го года (в 2007-м - полный апдейт состава): Западно-Сибирская железная дорога (Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская область и Алтайский край)
"Хирург Николай Пирогов" - февраль 2005 года: Северная железная дорога (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Вологодская, Архангельская область, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ)
"Терапевт Матвей Мудров" - январь 2006 года. Дальневосточная железная дорога (Хабаровский и Приморский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия);
"Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)" - ноябрь 2007 года: Красноярская железная дорога (Красноярский край и Республика Хакассия)
"Академик Федор Углов" - январь 2010 года: Восточно-Сибирская железная дорога (Иркутская область, Республика Бурятия)
В среднем получается, что эти поезда совершают в месяц по одному "туру", на который уходит 15-20 дней. Как правило, поезд передвигается ночью, а утром начинается приём на новой станции. Но на некоторых станциях, судя по расписаниям, приходится работать по несколько дней - очевидно, это зависит от количества жителей.
Для жителей, к слову, всё происходит ровно также, как для посетителей обычных поликлиник.
Нужно взять с собой полис ОМС и паспорт, прийти в часы приёма - можно с направлением от врача, если он всё же есть в населённом пункте, или просто так. Полные маршруты поездов публикуются заранее, так что жители могут планировать свои походы к врачам заранее.
Актуальные сейчас проблемы также решаются - вполне оперативно. К примеру, "Академик Федор Углов" с 1 по 19 апреля едет по Иркутской области, повторяя мартовский маршрут - чтобы сделать уже вторую прививку тем, кто ранее получил первый компонент "Спутника V".
Соответственно, перед этим поезд получил специальный прививочный кабинет, где есть все нужные условия для хранения вакцины. Разумеется, обычный приём пациентов никто не отменял - так что работа продолжается.
К слову, в 2019 году на Восточном экономическом форуме представители РЖД заявляли, что до конца 2021 года появится ещё один подобный состав для работы на Дальнем Востоке. Так что, возможно, уже в этом году в России будет курсировать уже шесть подобных "поликлиник на колёсах".
***
Иллюстрации в статье - сайты РЖД, svidetel24.info, newslab.ru, emileducke.de и wikipedia.org. Если вам было интересно, поставьте лайк и подписывайтесь на канал!