Современные танки оснащаются крупнокалиберными длинноствольными орудиями, как правило, без дульного тормоза. Однако в случае экспериментальной 2А66 сделали исключение. Она ставилась как минимум на Объект 186 (Т-72А со сварной башней) и Объект 187 (один из прототипов Т-90). И всё же, дульный тормоз был нужен не для уменьшения отката орудия. Но если не для этого, то для чего?
Пушки 125 мм
125 мм калибр был создан для первых танков Т-64 в связи с тем, что 115 мм считались недостаточно мощными. К тому же, в начале 60-х СССР отказался от тяжёлых танков, оснащённых 122 мм орудиями. Такую потерю надо было чем-то компенсировать и для этого пытались установит 122 мм пушки в имеющиеся прототипы Объект 432.
Однако, в ходе испытаний выяснилось, что места внутри башни оставалось очень мало и первая партия Т-64 образца 1963 года пошли в войска со 115 мм орудием. В 1967 году появился более совершенный Т-64А, оснащённый новейшей 125 мм пушкой 2А26. Она была спроектирована специально для танков нового поколения и могла похвастать такими же поражающими способностями, как 122 мм пушки.
В 1971 году в серию пошла доработанная версия 2А26 – 2А46. Ей изменили затвор, доработали казённую часть, а спустя какое-то время все новые пушки покрывались термоизоляционным кожухом. В 80-е была разработана ещё более мощная версия – 2А66 с дульным тормозом, новыми накатными механизмами и большей прочностью казённика, что позволяло увеличить мощность порохового заряда.
Зачем дульный тормоз на 2А66?
Как это не странно, но дульный тормоз на 2А66 использовался не для сокращения отдачи, а для отвода пороховых газов. Казалось бы – в чём разница? В первом случае дельный тормоз помогает накатному механизму, а во втором подобная функция скорее бонус, чем реальная польза.
Отвод газов был нужен для улучшения обзора сразу после выстрела. Во время пуска управляемых ракет, пороховые газы мешали наводчику-оператору управлять ракетой. Это крайне важно в условиях сложного рельефа местности. Чтобы танкист хорошо видел поле боя после выстрела, однокамерный дульный тормоз пониженной мощности отводил часть газов, сокращая время рассеивания.
Тем не менее от подобного дульного тормоза отказались из-за демаскировки боевой машины в реальных условиях. Так же, отвод газов в стороны был актуален для ТПН-3, но не для резервного оптического. Даже сейчас этот вопрос крайне актуален, ведь от количества сделанных выстрелов танком за один выезд зависит выполнение боевой задачи. А для этого необходимо оставаться незамеченным как можно дольше. К тому же, в случае поломки цифрового прицела или устаревшего ТПН-3, наводчик будет использовать оптический прибор, который находится примерно на одном уровне с орудием.