Худею, поддерживаю вес или придерживаюсь правильного питания, всегда оперирую понятием калория. Никогда не задумывалась над этим обозначением. Общее понятие для общего развития, и всё, дальше как-то и неинтересно было. Случайно нырнула в историю этого слова, а там оказался затерян целый мир. Делюсь с читателями своими познаниями.
Калория с латинского переводится как "тепло". Это слово родилось в 1824 году и родитель его французский химик Николя Клеман-Дезорм. Расшифровка слова калория звучит как теорема: "Количество теплоты, необходимое для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия". Но это родилось понятие и определение калории. А её история началась значительно раньше.
Первый прибор под названием "калориметр" был изобретён Джозефом Блэком в 1759 - 1763 годах. Выглядел он как колба со льдом, заключённая в камеру, изолированную воздушной подушкой. Вода таяла, замеряли теплоту для нагревания 1 грамма воды и получали калорию.
В 1780 году французские учёные Лавуазье и Лаплас пошли ещё дальше. Они посадили в полую камеру живое существо, это была мышь или крыса, камеру окружали льдом, а сверху ещё одна воздушная подушка для чистоты эксперимента. Мышка дышала, согревала своим теплом лёд, он плавился. Собранная талая вода взвешивалась, а дальше определяли теплоту, выделенную мышью.
Учёные сравнили "дыхание мыши с горящей свечой" и предположили, что все живые существа поддерживают внутри запас тепла для жизни. Три функции организма: дыхание, питание и испарение воды были объединены воедино и пища стала играть роль топлива.
Немецкий химик Либих разбил это топливо на белки, жиры и углеводы, а дальше стали составлять первые таблицы калорийности продуктов питания. С тех далёких веков пользуемся калориями и они - основной инструмент для подсчёта нашего топлива.
Сегодня 21 век и таблицы и подсчёты БЖУ были пересчитаны, переработаны, но надо сказать, что фундамент, построенный учёными прошлых лет работает до сих пор. Все современные исследования упираются на открытия того времени и перечисленные фамилии в статье достойны для того, чтобы мы их знали.