Найти тему

Как инвестировать в биотехнологические компании

Оглавление

В этой статье рассмотрю основные критерии по которым стоит отбирать компании из биотехнологического сектора для инвестирования.

Биотех сравнительно молодое направление в медицине. Всем вам возможно известны такие фармацевтические гиганты как Pfizer, Merck, GlaxoSmithKline и другие. Они конечно так же имеют внутри свои команды развивающие перспективные продукты. Но в большей степени занимаются скорее дистрибуцией лекарств, нежели их разработкой с 0. И смещают свой вектор развития с внутренней разработки на покупку перспективных биотех стартапов, в общем ситуация близка к IT сектору.

А связано это с заметной регуляцией в области здравоохранения ну и конечно с деньгами, не все готовы рисковать десятками миллионами долларов для разработки новых лекарств. Сам процесс разработки нового препарата или терапии может продлится несколько лет. Да, можно возразить, ну а как же вакцина от Covid-19 появившаяся в год пандемии. Это все же исключение в котором были заинтересованы на всех уровнях. И в то же время, вы могли заметить кто лидер этой гонки - даже Pfizer не делал ее сам, а взял в партнеры, или даже скорее использовал наработки BioNTech. Но вернемся к выбору компаний и тут перейдем к важному пункту об испытаниях, важно что у компании есть препараты находящиеся уже на той или иной фазе испытания.

Клинические испытания

После серии доклинических испытаний следует клиническая фаза исследований. Переход на фазу КИ является позитивным катализатором для любой компании. В США каждый препарат должен пройти 3 фазы испытаний и это уже становится международным стандартом. Посмотрим что происходит на каждой фазе:

  1. Во время фазы I производится тестирование препарата на безопасность, определяется дозировка и другие аспекты лечения.
  2. Фаза II — самая важная. Во время этого этапа решается вопрос о наличии у препарата биологической активности, демонстрирует ли он какую-либо эффективность от указанной болезни, в принципе. Процент прохождения кандидатов из фазы II на следующую, как правило, не превышает 18%. Прохождение препаратом именно этого этапа может означать потенциально высокую вероятность коммерческого успеха и сильного роста акций.
  3. После прохождения фазы III клинических испытаний, которая требует охвата большого количества пациентов (от нескольких сотен до нескольких тысяч человек), компания может получить разрешение на коммерческий выпуск продукта. В среднем, до 50% всех кандидатов проходят III этап исследований.
  4. Некоторые выделяют также условную «фазу IV», которая, по сути, представляет собой этап поддержки и сопровождения препарата со стороны производителя уже после вывода продукта на широкий рынок, а также сбора информации. Бывают случаи, когда казалось бы уже одобренные и успешные препараты отзываются с рынка по результатам анализа информации, полученной на этом «этапе».

Прохождение очередной клинической фазы испытания может серьезным образом сказаться на котировках биотех компаний. Если FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) что-то не понравится, цена может уйти вниз и наоборот.

Pippline и патенты

Как правило и биотехов в разработке находится сразу несколько препаратов или методик лечения. Такие портфели разработок получили название «Pipeline». Здесь оценка достаточно простая: чем больше продуктов в разработке на разных стадиях и в разных сферах - тем лучше. Своего рода диверсийикация, причем случается так, что одно и тоже действующее вещество может испытываться от совершенно разных болезней. 
Иногда все продукты объединены одной или несколькими технологическими платформами (как у VIR Diotechnology, Alogene, Moderna и так далее). Если на базе платформы уже удалось создать и выпустить (или подготовить к выпуску) на рынок эффективный препарат - это считается сильным катализатором будущего роста биотеха. Если у компании уже есть патенты на препараты или методики лечения — это весомый аргумент в пользу устойчивости и успеха компании.

Биотехи с действующими патентами часто получают авансы и роялти от больших и глобальных фармкомпаний за право выпуска препарата или использование запатентованной технологии. Или же могут быть поглощены крупной фармой. Этот денежный поток имеет стратегически важное значение для продолжения нормальной деятельности малых и средних биотехов, так как снижает риски допэмиссии акций или привлечения заемных средств.

Целевой рынок

Здесь как и в любом бизнесе, чем больше потенциальных потребителей, тем больше денег компания сможет заработать в будущем.

К примеру, каждый день в мире, в среднем, умирает порядка 150 тыс. человек. Из них около 32% — от сердечно-сосудистых заболеваний, около 17% — от различных видов рака, около 7% — от респираторных заболеваний.

В зависимости от доли рынка, на который должен будет выйти тот или иной препарат, производится оценка будущих пиковых продаж препарата, выручки и прибыли компании.

Например, препараты Esperion Therapeutics, нацелены на самый большой рынок сердечно-сосудистых заболеваний, исчисляемый десятками миллионов пациентов только в США. Некоторые компании, такие, как Zogenix имеют относительно небольшой рынок пациентов, страдающих синдромом Драве, часто можно встретить в качестве названия упоминание орфанных заболеваний, но данный фактор компенсируется высокой ценой на препарат.

Руководство и специалисты

Люди всегда были и остаются важным фактором для оценки любой компании из этого сектора. Если менеджмент профессионально управляет ресурсами компании и внимательно относится к интересам акционеров — она становится популярна среди инвесторов.

Партнерские соглашения

Выше уже немного упоминалось о партнерствах с крупной фармой. И поскольку на рынке сейчас достаточно много мелких стартапов в сфере биотехнологий, занимающихся прорывными технологиями, тесное взаимодействие с более именитыми и крупными институтами и компаниями имеет важное значение для оценки перспектив развития компании. Чем чаще компания взаимодействует с другими биотехами и фармгигантами, тем лучше.

Финансовые показатели

Долги и денежные средства на счетах — одни из тех немногих показателей, на которые необходимо обязательно обращать внимание. Чем больше у компании кэша и меньше долгов, тем меньше вероятность допэмиссии, которая размывает доли миноритарных акционеров. И наоборот.