Наследие Отиса Реддинга в принципе равноценно. Материал, опубликованный посмертно, не менее любопытен, чем то, что увидело свет при жизни певца. В годовщину выхода пластинки с таким конкретным названием возникает желание выделить её особенности и место в истории музыки соул.
В дословном переводе "Альбом души" читается как заголовок рассекреченного досье в небесном отделе кадров, и каждый из одиннадцати треков действительно фиксирует эмоциональное состояния артиста в момент исполнения с фотографической точностью.
В плане репертуара Soul Album продолжает линию Otis Blue. Процент продуманных каверов и крепко сработанных "заполнителей пустоты" приблизительно одинаков.
Творчество белых коллег представляет Treat Her Right Роя Хэда.
На предыдущем диске Отис исполнил Satisfaction Роллинг Стоунз, не менее стремительно и агрессивно, чем собственный манифест Respect.
Снова не забыты и Смоки Робинсон, и Сэм Кук, двумя годами ранее убитый хозяйкой мотеля "только для черных".
Только взамен идейной A Change Is Gonna Come на сей раз звучит ритмично-меланхоличная Chain Gang. Живописуя каторжный труд в тропиках, эта песенка буквально сочится черным юмором.
Что касается Смоки Робинсона, вместо солнечной My Girl, выбор Отиса падает на менее известную вещь, чье название "Оно растет", внушает смутную тревогу, словно в ней поется не о любовном чувстве, а о развитии некого монстра.
Эта смутная тревога и представляет наибольший интерес в нелинейной биографии артиста, чья жизнь оборвалась так неожиданно и страшно.
Но к этой невеселой теме мы вернемся, завершив жанровый обзор оставшихся песен.
Сентиментальный шансон городского типа представляют Cigarettes and Сoffee - самая длинная композиция на диске. Эта неимоверно "киношная" вещь так и просится в саундтрек какой-нибудь мелодрамы.
Среди авторов фигурирует Джерри Батлер, с которым Отис Реддинг написал I've Been Lovi' You Too Long, имеющую непосредственное отношение к нашему разговору. И наверняка этот монолог человека, неспособного остановиться, был придуман в номере гостиницы, где случайно пересеклись гастрольные пути двух гигантов .
Простая гармония I've Been Lovin' You пробуждает непростое ощущение чего-то неминуемо-неизбежного, и "оно растет", как в песне, написанной Смоки Робинсоном для Temptations.
Пикантный деревенский юмор Scratch My Back Слима Харпо - еще одного фаворита Роллингов, контрастирует со злачной балладой Билли Холлидей "Кому ты нужен, когда ты никто", которую до конца года успеет исполнить юный гений Стив Уинвуд в составе Spencer Davies Group.
А закрывает "альбом души" загадочная комбинация цифр с подзаголовком Soulsvile, USA. Авторская версия этой оптимистичной песни пробуждает бурлящий хаос мыслей, в то время как в хитовом варианте Уилсона Пиккета слышна лишь бравада опытного ловеласа.
Среди своих современников Отис Реддинг безусловно был оптимистом номер один. Но тех, кто услышал его голос, уже будучи в курсе дальнейшей судьбы этого человека, притягивают ориентиры иного свойства.
Эти три композиции, разбросанные по двум альбомам завораживают как звенья одной истории в итальянском фильме ужасов. Несмотря на очевидных предшественниц и продолжателей, они стоят особняком, как три силуэта на кладбище.
Все три определенно произошли от I've Been Lovin' You, которая, в свою очередь, представляет собой маниакальную мутацию Your Precious Love и You're Still My Baby рано умершего Чака Уиллиса - еще одного певца сумеречных настроений с магическим ритмом.
Примечательно, что его же "Слишком поздно" успеют записать и Отис Реддинг и Бадди Холли, прежде чем оба погибнут в авиакатастрофах.
В конце шестьдесят шестого Отис Реддинг посвятит You're Still My Baby страничку в своем жизнерадостном "Соул-словаре".
Обратите внимание на характерное смещение тональности в этом блюзе. Модуляция на полтона кардинально меняет структуру песни, словно её исполняют два человека - живой и мертвый.
Нечто подобное описано в "Маленьких трагедиях" с пугающей достоверностью:
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое...
Воссоединенная нами, условная трилогия напоминает черновики реквиема по самому себе, набросанные великим оптимистом под гнетом мрачных предчувствий.
Каждая из них далека от классического блюза в той же степени, в какой далеки от него готические примитивы раннего Black Sabbath, безотказно ввергающие слушателя в аналогичное состояние.
Первая - Ole Man Trouble впивается в тебя на пороге Otis Blue.
Две других вошли в Soul Album, представляющий богатейшую пищу для пытливого ума.
Смоки Робинсон в первую очередь поэт. Отис Реддинг - рассказчик.
Перед нами роман-буриме, созданный командой музыкантов с точностью требовательного к себе прозаика.
В таком произведении важно своевременно поставить точку.
Она подстерегает нас на еще одной странице "Соул-словаря", затаясь в необычной версии Tennessee Waltz.
Вот он - этот аккорд, подобный неурочному удару кладбищенского колокола, разбивающий веру в постоянство со звоном поминального бокала...
September 9, 1941 – December 10, 1967
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК