Найти тему
Вселенная глаголицы

Глаголица Хорватии: виды шрифта –01

Купается в Адриатическом море благословенная Хорватия.
Купается в Адриатическом море благословенная Хорватия.

История хорватского глаголитического алфавита весьма интересна и продолжается уже явно более тысячи лет. Канонические взгляды лингвистов сошлись на копромиссе, что глаголиту создали равноапостольные братья Константин (Кирилл) и Мефодий за один-единственный 863 год. Выходит, они достигли невероятного ускорения. Но вряд ли две женщины сумеют родить одного ребёнка за 18-ть недель… Ныне уже многие учёные считают, что глаголица естественно развивалась задолго до создания великоморавской книжной школы. Ряд её признаков мог произойти из очень древних восточных письменностей и был обусловлен обширными переселениями людей в южную часть Европы с дальнего Востока.

В статье на Я-Дзен «Дивная тема школьного сочинения» я рассказывал об особенном отношении к глаголице в Хорватии. Там во время Великой Отечественной войны югославские партизаны даже выпускали газету на глаголите. Там и сегодня в некоторых храмах на острове Крк и вдоль Адриатического побережья богослужения совершаются по книгам на глаголице.

Это непостижимо. Пока латынь была обязательным литургическим языком католической церкви, – хорваты отстаивали свою самобытную глаголицу. Однако после Второго Ватиканского Синода, который с 1965 года разрешил повсеместное использование в католических мессах вместо латыни народных языков, – хорватская молодёжь решила приспособить латиницу к своей национальной письменности. Это свобода превращает хорватов в европейцев?

Unicode  не выделил кодовых ячеек для лигатур глаголицы.
Unicode не выделил кодовых ячеек для лигатур глаголицы.

Обычно по интернет-запросу о скачивании глаголического шрифта появляются ссылки на универсальные собрания в одном шрифтовом файле многих письменностей. Среди них свои официальные Unicode -ячейки занимает, в том числе и глаголита. Сказать, что таких шрифтов во множестве, будет неосторожно. Однако они есть. И в ассортименте.

Чаще всего буквы глаголицы не отличаются изяществом, достаточно примитивны. Кроме того, Unicode совсем игнорирует лигатуры и диакритики. В нём нашлось место одним лишь буковкам. Quivira.ttf в этом отношении является приятным исключением. Буквы этого шрифта в тексте образуют занимательную для глаза узорную строчку. Однако даже такая красивая глаголица без лигатур уже не интересна…

Здесь только одна глаголица. Даже без 4-х  Unicode -ячеек.
Здесь только одна глаголица. Даже без 4-х Unicode -ячеек.

Восхищаясь рекордным по длительности использованием глаголицы в Хорватии, я решил поискать глаголитического совершенства среди шрифтов хорватского происхождения. EpistulaCroatica . otf вне сомнения, шрифт хорватский. Однако он, при всех заметных на картинке его достоинствах, – меня разочаровал. Unicode -ячейками автор побрезговал. Даже в латинской раскладке остались не использованными выделенные на картинке красным цветом четыре ячейки.

Буква «З с флагом» есть только среди цифр и флажок у неё развёрнут не в ту сторону. Начальное «И» и древние буквы также отсутствуют. У шести букв нет заглавных вариантов. Цифры без нуля, если принять их аналогом арабского счёта. И точка только слева от букво-цифры, – должно быть две точки с обеих сторон. Как их применять в больших числах, не ясно. Хоть буковки и достаточно хорошо прорисованы, – мне не захотелось этим шрифтом что-нибудь написать.

Здесь подкупает схожесть с курсивной скорописью.
Здесь подкупает схожесть с курсивной скорописью.

Krcka notarska skola . ttf – название шрифта намекает на его документально-историческую стилизацию. Меня подкупило само начертание графем, похожее на скорописный курсив. Все имеющиеся буквы располагают и строчным и прописным вариантами. Цифры использованы стильные арабские. Остался незавершённым конец алфавита. Некоторые древние, а также буквы «Ы», «Я» в отсутствии. Решил заменить их диграфами: «Ы=ЬИ», «Я=ЬА» и набрать стихотворение о Хорватии.

Автора – сочинителя стихов мне установить не удалось.
Автора – сочинителя стихов мне установить не удалось.

Стихотворение искал на русском языке. Показанные на картинке стихи понравились наглядностью образов. Однако определение личности автора оказалось невозможным. В четырёх разных ресурсах стихотворение приводилось без указания имени сочинителя. Отсутствие лигатур было, с одной стороны, досадным. Они прямо просились появиться в словах. С другой стороны, упрощало набор текста. Строчная буква «у» смутила кирилловским происхождением. Но в целом впечатление дивное. Я впервые разбирался в особенностях глаголитской скорописи.

Наконец-то, удалось в И-нете выудить шрифт с лигатурами.
Наконец-то, удалось в И-нете выудить шрифт с лигатурами.

Glagoljica euglata . ttf – шрифт, на первый взгляд, корявенький. Буквы примитивны и друг с другом они не выровнены. Однако в нём уже имеются лигатуры. Более сорока пар забавных лигатур. Парами я стал их считать, поскольку предусмотрены заглавные (удивительные) и строчные лигатуры. Две из них вставлены в ячейки, предусмотренные для невидимых символов разметки – пробела и конца абзаца. Опять же без диграфов для русского текста не обошлось. Это характеризует безграмотность создателя шрифта. Ради ЗАГЛАВНЫХ лигатур решил набрать этим шрифтом философское стихотворение сербского поэта в переводе на русский язык.

Три заглавных лигатуры удалось в стихах употребить.
Три заглавных лигатуры удалось в стихах употребить.

Три заглавных лигатуры: «ПО» в слове Поколенья, «БО» в имени автора Божидар, «ЛЮ» в имени переводчика Людмила, –удалось употребить в стихотворении. Причём оказалось, что они уместны и неплохо смотрятся. Кроме того, было вставлено в текст 20-ть строчных лигатур. Это неожиданно много. Значит, и лигатуры, и стихи хорошо были сконструированы. Знаки «равно» вместо тире и внутристрочные ромбики проставлены из-за недостачи нужных символов.

Глаголицу выручат духовные мосты между ныне и давно.
Глаголицу выручат духовные мосты между ныне и давно.

В конце статьи о глаголических шрифтах, исследования которых ещё будут продолжены, я помещаю фотографию хорватского Дубровника. Скучные чёрно-белые картинки алфавитов и стихов создали дефицит красочности. А ещё изображение старинного моста я взял, чтобы сказать: глаголицу могут спасти духовные мосты между прошедшей древностью и современной будущностью. Из-за борьбы сугубо политической славянская письменность понесла серьёзные утраты. Их можно восстановить с возрождением глаголицы. Прежде всего, это тренирующая внимание текстовая разметка духовных настроений. Диакритические знаки ударения, звукообразования и употребление лигатур также не должны бесследно исчезнуть вместе с духоносной глаголицей.