Найти тему

Польские самолёты, которые не успели повоевать

В авиации Польши к сентябрю 1939 года было 453 боевых самолёта в действующих частях, да ещё в школах и на хранении. Этого было мало для борьбы с немцами за польское небо, но небольшое количество польских самолётов усугублялось их качеством. Самый лучший польский истребитель не мог угнаться даже за большинством немецких бомбардировщиков. Потому стоит удивляться тому, что польские пилоты не только какое-то время могли вести воздушные бои и бомбить наземные войска Вермахта, но даже сбивали немецкие самолёты.

И поэтому, в польской авиации, конечно, интересно не только то, что уже летало и сражалось, но и то, что только создавалось.

Безнадежно устаревшему основному польскому истребителю PZL P.11 уже не могли помочь никакие модернизации, и, понимая это, на смену готовились новые истребители.

В сентябре 1939 года уже существовал в одном экземпляре новый многоцелевой истребитель-штурмовик PZL P.50 "Jastrzab". Первый раз самолёт взлетел в феврале 39-го, военные заказали опытную партию из 5 машин, и затем сразу 30 самолётов. Первые 15 машин должны были поступить в войска до конца 1939 года.

Но самолёт так и остался в единственном экземпляре.

Многоцелевой истребитель PZL P.50 "Jastrzab" мог развивать максимальную скорость 500 км/час, нёс четыре пулемета и до 100 кг бомб.
Многоцелевой истребитель PZL P.50 "Jastrzab" мог развивать максимальную скорость 500 км/час, нёс четыре пулемета и до 100 кг бомб.

При создании этого самолёта польские инженеры во многом копировали конструкцию американского истребителя Seversky Р-35, который был создан в 1937 году.

И поскольку существенно улучшить американский прототип не удалось, то PZL P.50 уже на стадии создания уступал основному немецкому истребителю Bf.109E, а немецкие авиаконструкторы не стояли на месте и активно развивали свои машины.

Впрочем, «Ястреб» был не одинок, шли работы и над другими машинами.

Истребитель PZL P.62 не успели собрать в виде опытного самолёта, его захватили немцы.

Предполагалось, что он сможет разгоняться до 660 км/час и нести мощное вооружение 20-мм пушка и шесть пулеметов .

Истребитель PZL P.62, должен развивать максимальную до 660 км/час, и нести 20-мм пушку и  шесть пулеметов.  Но оптимизм польских инженеров скорее всего мог не оправдаться. Аналогичные конструкции в других странах показали гораздо худшие результаты.
Истребитель PZL P.62, должен развивать максимальную до 660 км/час, и нести 20-мм пушку и шесть пулеметов. Но оптимизм польских инженеров скорее всего мог не оправдаться. Аналогичные конструкции в других странах показали гораздо худшие результаты.

Ещё один самолёт, опытный образец которого не успели построить до начала войны — это лёгкий истребитель PZL P.45 "Sokol”, планировавшийся на роль перехватчика. В августе 1939 года было принято решение немедленно начать серийное производство, хотя опытная машина ещё находилась в стадии сборки и испытания планировали закончить не раньше ноября.

Истребитель PZL P.45 "Sokol”, должен развивать максимальную до 500 км/час, и нести  четыре пулемета.
Истребитель PZL P.45 "Sokol”, должен развивать максимальную до 500 км/час, и нести четыре пулемета.

Разрабатывался истребитель PZL P.56 "Kania”, который едва ли успел бы пойти в производство в 1939 году.

Истребитель PZL P.56 "Kania”, должен был иметь скорость около 500 км/час, нести 20-мм пушку и четыре пулемёта.
Истребитель PZL P.56 "Kania”, должен был иметь скорость около 500 км/час, нести 20-мм пушку и четыре пулемёта.

Как можно видеть, все разрабатываемые истребители, хоть и были лучше имеющихся на вооружении польской армии, но противостоять немецким на равных не смогли бы. И это при том, что польская авиация уступала Люфтваффе ещё и по численности.

Кроме лёгких одноместных истребителей создавались и многоцелевые самолёты, которые могли бы выступать в роли тяжелого истребителя, штурмовика, истребителя-бомбардировщика, аналогичных немецкому Bf.110.

Тяжёлый истребитель-штурмовик PZL P.38 "Wilk” в мае 1936 года планировали построить в количестве 90 экземпляров и вооружить 10 эскадрилий. Однако, проблемы с двигателем так и не позволили осуществить задуманное, самолёт успели построить в двух экземплярах.

Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель-штурмовик PZL P.38 "Wilk”, развивал скорость 465 км/час, вооружен был 20-мм пушкой, двумя пулеметами вперёд, и двумя пулемётами на турели.
Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель-штурмовик PZL P.38 "Wilk”, развивал скорость 465 км/час, вооружен был 20-мм пушкой, двумя пулеметами вперёд, и двумя пулемётами на турели.

На смену «Волку», проектировались «Лиса» (PZL P.48 "Lampart”) и «Рысь» (PZL P.54 "Ryś”), но PZL P.48 был бы готов к выпуску лишь в 1941 году.

По самолёту же PZL P.54 даже не успели полностью закончить проект.

Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель PZL P.48 "Lampart” должен был развивать скорость 555 км/час, нести 20-мм пушку и два пулемёта, 300 кг бомб.
Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель PZL P.48 "Lampart” должен был развивать скорость 555 км/час, нести 20-мм пушку и два пулемёта, 300 кг бомб.
Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель PZL P.54 "Ryś” должен был развивать скорость 640 км/час, нести две 20-мм пушки и шесть пулемётов.
Двухместный двухмоторный тяжёлый истребитель PZL P.54 "Ryś” должен был развивать скорость 640 км/час, нести две 20-мм пушки и шесть пулемётов.

Кроме новых истребителей, готовились и новые бомбардировщики. На смену «Лосю» (бомбардировщик PZL P.37 "Łoś"), готовился «Медведь» (PZL P.49 "Miś”). По сути эта была углубленная модернизация прежней машины, даже внешне они мало отличались. Предполагалось начать испытания весной 1940 года. По понятной причине они не состоялись.

Средний бомбардировщик PZL P.49 "Miś”. Экипаж 4 человека, скорость 520 км/час, дальность полета до 3000 км, бомбовая нагрузка до 3 тонн, оборонительное вооружение 20-мм пушка и 6 пулемётов.
Средний бомбардировщик PZL P.49 "Miś”. Экипаж 4 человека, скорость 520 км/час, дальность полета до 3000 км, бомбовая нагрузка до 3 тонн, оборонительное вооружение 20-мм пушка и 6 пулемётов.

На смену «Карасю» (PZL P.23 "Karas”) должен был прийти, и почти пришёл, новый самолёт того же класса — PZL P.46 "Sum", который к началу войны существовал в единственном экземпляре.

Лёгкий бомбардировщик-разведчик PZL P.46 "Sum". Трёхместный одномоторный самолёт мог развивать скорость до 425 км, имел дальность полета 1300 км, нёс бомбовую нагрузку до 600 кг и имел шесть пулемётов.
Лёгкий бомбардировщик-разведчик PZL P.46 "Sum". Трёхместный одномоторный самолёт мог развивать скорость до 425 км, имел дальность полета 1300 км, нёс бомбовую нагрузку до 600 кг и имел шесть пулемётов.

Польские одномоторные бомбардировщики почему-то сопоставляют с немецкими пикировщиками Ju.87, но они не имеют ничего общего. Правда, в Польше пытались на базе «Сома» разработать пикирующий бомбардировщик и штурмовик. Известно даже его планируемое название — Łosoś (лосось), но индекс не известен, и в любом случае, этому проекту было далеко до реализации.

В одной статье, конечно, можно дать лишь очень-очень краткий обзор всех проектов. Но надеюсь, те, кто не изучал ранее польскую предвоенную авиацию, получил общее представление о том, какой же «зоопарк» польские конструкторы собирались послать в бой.

-11

Общая статья про польскую авиацию:

Самолёты Польши перед нападением Германии

Все статьи этой серии объединены тегом #Польша1939