В 2018 году под Рождество, с телевизионного эфира была снята реклама сети британских супермаркетов «Исландия». Рекламный ролик рассказывал о девочке, которая пытается помочь маленькому орангутангу, чей дом был разрушен для производства пальмового масла. Ролик, озвученный актрисой Эммой Томпсон, подчеркивает разрушительное воздействие обезлесения из-за плантаций пальмового масла на орангутангов. Clearcast - орган, ответственный за очистку рекламы от имени основных вещателей Великобритании - решил, что нарушает правила политической рекламы , потому что анимация изначально создавалась Гринписом. Ричард Уолкер, сын основателя сети супермаркетов, который руководил кампанией по защите окружающей среды, признался : «Мы всегда знали, что существует риск (клип не будет очищен для телевидения), но мы сделали его лучшим способом». В первые четыре дня после выхода видео оно было просмотрено 13 миллионов раз , а петиция об отмене запрета на телевещание набрала уже более миллиона подписей.
Пальмовое масло, как мы все знаем, очень популярный продукт. Наша страна является его активным импортеров и по данным ФТС России, в 2016 году мы ввезли пальмового масла в физическом выражении в 3,6 раза больше, чем свежего молока и сливок, в 8,44 раза больше, чем сливочного масла и в 4 раза больше, чем сыров и творога. Вообще, это странно, ввозить в страну, которая может производить все что угодно, включая молоко и творог, я наверное просто чего-то не понимаю в жизни. Опять же по данным ФТС, импорт пальмового масла в России уже в 2018 году составил 1,06 млн. т. стоимостью $748,4 млн., при том, что в 2017-м в натуральном выражении ввоз оценивался в 891 тыс. т, но если кто-то считает, что это слишком много, то по уровню потребления на душу населения, мы значительно уступаем странам Западной Европы. В России данный уровень равен 5,3-5,5 кг на человека в год. Примерно столько же потребляют в Великобритании. Тогда как, например, в Бельгии этот показатель достигает 30 кг, Швеции — почти 12 кг, Дании — 15,4 кг. По данным Масложирового союза, в структуре потребления пальмового масла доминирующие позиции в России имеют кондитерское направление, на которое приходится около 30% переработанного продукта, производства хлебобулочных изделий (15%), продукции быстрого приготовления, чипсов, пищевых концентратов (25%), молокосодержащих товаров (13%), потребительских маргаринов и спредов (3%). Кроме того, около 13% составляет экспорт переработанного пальмового масла, маргаринов, спредов и жиров специального назначения. В общем, пальмовое масло везде, даже в молочное продукции, и я если честно, просто не представляю как такое вообще может быть.
Но, вернемся к рекламе. За последнее время, уровень жизни западного общества, в целом, значительно вырос, и у людей появилась потребность заботиться об окружающей среде, что конечно очень хорошо, но не всегда есть понимание как именно это делать. Когда выходят подобные рекламные ролики, какая первая реакция будет у зрителей? Правильно, бойкотировать вредный продукт. Но, по мнению специалистов, данная тактика, не принесет положительного результата, и может даже наоборот навредить. Так, в недавнем отчете Международного союза охраны природы сделан вывод о том, что бойкотирование пальмового масла просто переложит, а не будет компенсировать потери тропических лесов и дикой природы, вызванные сельским хозяйством. Проще говоря, бойкотированное пальмовое масло необходимо будет заменить другими видами растительного масла, чтобы удовлетворить глобальный спрос - и это может даже усугубить ситуацию. Это связано с тем, что по сравнению с другими распространенными источниками растительного масла, такими как рапс и соевые бобы, урожай пальмового масла дает в четыре-десять раз больше масла на единицу земли и требует гораздо меньше пестицидов и удобрений. На самом деле пальмовое масло составляет 35% всех растительных масел, выращенных всего на 10% земель, отведенных под масличные культуры. Например, если исключить из потребления пальмовое масло, то возможно больший объем производства придется на сою, которая также является популярным продуктов, что привело бы к еще более интенсивной вырубке лесов Амазонки, где сою, в том числе, активно выращивают и которая и так страдает от незаконных и законных вырубок. Не обошлось конечно, и без того, чтобы «пнуть» животноводство, ведь для выпаса скота, нужно примерно в пять раз больше места, чем для выращивания пальм.
Что же нам делать? Ну, умные люди, придумали специальный механизм, который, как неожиданно, предполагает, что конечные потребители, будут платить больше, но потреблять более «ответственно» выращенные продукты. Называется это сертификацией ( как это знакомо) и по замыслу создателей, ведет рынок к экологически и социально ответственному пальмовому маслу, производство которого не способствует обезлесению. Гениально. Но, есть проблема, и состоит она в том, что менее 20% мирового пальмового масла в настоящее время сертифицировано как устойчивое. Объясняется это тем, что у производителей практически нет стимула делать сертификацию, а у розничных продавцов продвигать экологически и социально ответственные продукты - до тех пор, пока дебаты по-прежнему сосредоточены на бойкотировании пальмового масла в целом. Это тоже гениально, во всем виноваты потребители, которые и потреблять эту дрянь не стильно то и хотят, но мало того, что вынуждены, так еще и платить за нее придется больше. Как же мы все раньше жили совсем без пальмового масла, просто не представляю, как можно было подоить корову, сделать сыр и не плеснуть в него пальмового масла? Невероятно. У меня опять глупый вопрос, а нельзя ли рассмотреть возможность перехода к потреблению местной продукции, или хотя бы произведенной в соседних странах, но не на другом «конце света»? Хотя, судя по рассуждениям господ предпринимателей, нам все это выгодно, разбавлять молоко пальмовым маслом и возить картошку из Израиля нам выгодно, а выращивать свою, нет. Вот так, думаю, что в обозримом будущем, рассчитывать на улучшение ситуации не стоит, да и зачем, за все заплатит потребитель.