Найти тему
UsedCars

Минэнерго предлагает "отпустить" цену на бензин: почему дело вообще не в демпфере и не в мировых ценах на нефть

Очередная атака на демпфер, благодаря которому в России цена на автомобильное топливо держится в заданных рамках: при том, что население жалуется на непомерно высокий ценник, в Минэнерго назвали стоимость бензина в России несправедливо низкой.

Особенно "нравится" слово несправедливо, после которого сразу хочется спросить у Минэнерго, что такое справедливость в данном случае? Большинство россиян согласятся с тем, что несправедливо скорей то, что в нефтедобывающей стране топливо обходится для населения столь дорого.

Однако, судя по всему, чиновники говорят о той справедливости, которая им ближе - при которой государство не должно сдерживать цены с помощью того же демпфера. То есть дать нефтяникам возможность продавать внутри страны топливо по той же цене, что и на внешнем рынке.

В этом случае, как успели подсчитать представители Минэнерго, "справедливая" рыночная цена на бензин для жителей России была бы выше на 5,2 рубля за литр. То есть больше 50 рублей за литр топлива, если говорить о текущей ситуации на рынке.

-2

"Фактическая цена бензина АИ-92 — 44,89 рублей за литр по состоянию на 25 марта 2021 года на территории Центральной России. Справедливая розничная цена без демпфера — 50,08 рублей за литр", — говорится в сообщении Минэнерго.

Надо понимать, что механизм демпфера предполагает, что внутренние российские цены на топливо должны оставаться в определённых ранее рамках без оглядки на ситуацию, которая складывается на международном рынке. Это напоминает качели: то государстсво доплачивает нефтяникам, то они - государству.

Прошёл аккурат год с момента, как качели "подкинули" именно нефтяников: в марте прошлого года, когда нефть вдруг стала резко никому не нужна, а цены на неё на мировых биржах упали до нуля, НПЗ перечислили в бюджет России 10,5 млрд рублей. Это только за один месяц март 2021 года.

-3

Чисто "технически" демпфер - это налоговый вычет, равный 68% от разницы между мировыми ценами на бензин и заранее установленной условной ценой для внутреннего рынка. Это без учёта затрат на транспортировку и экспортных пошлин.

Но главное, как можно понять, в том, что разница между ценами может быть выше тех самых 68% - и нефтяники в этом случае не покрывают всю разницу, получая в сумме меньше, чем могли бы получить при продаже всего объёма нефти на международном рынке.

Можно ли назвать такую ситуацию справедливой? Для нефтяников, теряющих деньги - нет. Для жителей России, которые не могут в своей стране получить доступ к дешевому бензину (а как следствие, понижению цен на продукты и различные товары) - тоже нет. То есть ситуация складывается так, что недовольными остаются все.

-4

В этом, судя по всему, и заключается основная проблема - но её решение явно лежит не в плоскости налогов, демпфера и других "костылей", поддерживающих хоть какой-то баланс. Ведь это мы ещё не говорим про так называемую "цену отсечения", из-за которой государство не имеет права тратить все деньги с продажи нефти, пряча их в "кубышку" в виде ФНБ.

И не говорим про так называемый Currency board, из-за которого вся экономика и эмиссия рублей напрямую зависят от объёма валюты, которую страна заработала и сложила себе в такую же "кубышку" в виде ЗВР. Сложившаяся на топливном рынке ситуация - не более, чем следствие зависимого состояния нашей страны, освободиться от которого очень сложно.

Так что пока рядовые автовладельцы вынуждены слушать споры чиновников по поводу демпферов и "справедливой цены" на бензин - и платить столько, сколько придётся. Ругая, правда, при этом не тех и не за то.