Современная автошкола, которая выпускает учеников категории "А" совершенно не готовит их к реалиям, с которыми те встретятся на дороге.
Время от времени в личной беседе люди, которые хотят получить права категории "А", спрашивают меня, какую автошколу выбрать, насколько сложно получить категорию и что вообще потом со всем этим делать. Постараюсь изложить свою точку зрения на этот процесс, его организацию и пользу от полученных навыков. А так же на то, что, на мой взгляд, стоило бы изменить.
Поехали.
Как происходит обучение
Теоретическая часть, как и билеты в теоретическом экзамене абсолютно аналогичны категории "Б". Скорее всего вы даже учиться будете в одном потоке с "Бэшниками". Но на этом сходство заканчивается.
Почему-то в нашей необъятной стране автомобиль считается сложным и опасным транспортным средством, в то время, как мотоцикл воспринимается чуть ли не как игрушка. Откуда такие выводы? Да все очень просто. Когда вы учитесь водить автомобиль, вас будут нещадно дрючить за каждую ошибку, а количество сдавших практический экзамен с первого раза варьируется где-то около отметки 20%. Вас будут учить парковке, использованию зеркал, маневрированию в ограниченном пространстве, ну а финальным аккордом станет экзамен в реальных условиях (с 1 апреля порядок сдачи экзаменов изменился, но суть та же - проверка владения транспортным средством в реальном городском трафике).
А что же с мотоциклом? Для начала стоит отметить, что вам не дадут никакой теоретической базы: ни слова о контррулении, правильном торможении, направлении взгляда и других жизненно важных деталях. В итоге мотоциклист управляет мотоциклом по наитию, что часто может стоить жизни или здоровья и ему, и окружающим. Так же халатно относятся к оценке умения водить мотоцикл. Я открыл категорию "А" в 2015 году, на тот момент нужно было выполнить всего три упражнения. Сейчас их 5, но как-то особо сложнее экзамен не стал, да и пользы от него не прибавилось. Про вождение в условиях города я даже не говорю, и так понятно, что их нет.
А что в итоге?
А в итоге имеем мы огромное количество мотоциклистов на дорогах, которые вполне легально управляют своим транспортным средством, с навыками школьника-велосипедиста. Чем это заканчивается? Правильно. Запредельным количеством ДТП и регулярными новостями о том, что очередной бедолага стал жертвой "коварного" мотоцикла.
Простите мне некоторую злую иронию, на самом деле меня каждая такая новость печалит. Я не говорю о "бессмертных" молодых людях с комплексом супермена, которые считают себя профессиональными гонщиками, летая по ДОПам и до поры до времени выживая лишь благодаря статистической погрешности. Как раз к таким персонажам я не испытываю жалости, и печалит меня лишь то, что от их стиля езды страдают люди, которым просто не повезло, а так же пассажиры - как правило, юные девушки - по глупости своей севшие к ним на байк (это тема для отельной статьи, если она вам интересна, обязательно напишите в комментариях). Ну и надо сказать, что из-за таких вот индивидуумов неприязнь у окружающих возникает ко всем мотоциклистам.
Как должно быть?
На мой взгляд, получить права на мотоцикла должно быть в разы сложнее, чем на автомобиль. Есть масса полезных - даже необходимых! - навыков, которые должны работать на уровне рефлексов, чтобы мотоциклист дожил-таки до преклонных лет сам и никого не убил своей неуправляемой ракетой. И меня очень радует, что на территории Росси и стран СНГ появляется все больше мото-школ, которые прививают реальные навыки, которые применяются постоянно, позволяя избегать опасных ситуаций, или выходить из них с наименьшими потерями для себя и окружающих. Так вот, лицам, которые отвечают за реформы в сфере приема экзаменов, стоило бы взять на вооружение программу любой из них. Конечно, пока система не доросла до экзаменов на ДОПах. Но закрепленные на специально подготовленных площадках навыки спасут не одну сотню жизней.
Увы, пока средства, которые необходимо вложить в такие реформы, остаются дороже нас с вами, нам остается лишь самостоятельно учиться правильно управлять байком.
Если у вас небольшой опыт - возьмите несколько занятий в хорошей мото-школе, найдите возможность привить себе навыки управления мотоциклом в безопасных условиях.
Кстати, во многих странах система выдачи прав на мотоцикл кардинально отличается. Если вам интересно, как это устроено "у них" - напишите об этом в комментариях, я пойму, что стоит эту тему осветить.
На этой немного грустной ноте я с вами прощаюсь. Берегите себя и тех, кто рядом.
Ровных дорог!
Друзья, ваша активность помогает развитию канала и мотивирует к тому, чтобы продолжать писать. Я благодарен за каждый лайк и читаю каждый ваш коммент.