Найти в Дзене
Роман Ковригин

Легендарный мотоцикл "Минск": Они до сих пор производятся! Репортаж с завода

ООО «МотоВелоЗавод» (ООО «МВЗ») – минское предприятие по производству велосипедов AIST и мотоциклов MINSK . Ежегодно здесь выпускается около 100 000 тысяч велосипедов и появляется несколько новых моделей мотоциклов. Мы посетили предприятие, где некогда выпускали известный во всем Советском Союзе двухколесный транспорт, и узнали о производстве и его перспективах.

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена

Минский «МотоВелоЗавод» был основан 6 ноября 1945 года. Уже через месяц в Беларусь прибыл первый эшелон с оборудованием, вывезенным с немецкого предприятия DKW , которое входило в концерн AUDI. В мае следующего года был сдан и запущен первый цех – ремонтно-механический, а к осени были изготовлены первые детали собственного производства. К лету 1947 года была выпущена партия продукции – первые десять белорусских велосипедов B-16. Они успешно прошли испытания, и после устранения ряда недоработок модель была запущена в серийное производство – до конца года собрано 6580 изделий.

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена

В 50-е годы линейка велосипедов была расширена: предприятие запустило производство подростковых велосипедов «Орлёнок», «Ласточка» и серию мужских дорожных велосипедов «Минск». В 1951 году в Минск из Москвы был передан выпуск мотоциклов «Москва» М1А, на базе которых разработали 125-кубовые мотоциклы «Минск». Тогда к названию завода прибавилась приставка «мото-», а его аббревиатура стала звучать как «ММВЗ».

Постепенно «ММВЗ» стал одним из самых известных предприятий Беларуси: здесь ежегодно выпускалось 800-900 тысяч велосипедов и до 200 тысяч мотоциклов, на которых ездили по всему Советскому Союзу. О мотоцикле «Минск» мечтал почти каждый парень!

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена

Продукция завода экспортировалась в 45 стран, в первую очередь – во Вьетнам: жители страны высоко оценили неприхотливость и надежность белорусских мотоциклов. В 1999 году марка «Минск» была награждена «Аркой Европы» за утверждение на международном рынке.

В 2008 году ассортимент завода существенно расширился: он стал выпускать горные, трековые и гибридные велосипеды и BMX . Был проведен рестайлинг основных моделей мотоциклов и разработаны новые модели в направлениях «Спорт», «Стрит» и «Эндуро». Тогда же запустили в производство новую модель 200-кубового мотоцикла М4 200 разработанную совместно с известным кастомайзером Юрием Шифом, налажен выпуск сельскохозяйственной техники – картофелесажалок.

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена

«Сейчас у нас представлено порядка 98 уникальных моделей велосипедов, ежегодно мы разрабатываем новые модели мотоциклов дабы порадовать наших покупателей, – рассказывает заместитель начальника отдела продаж ООО «МВЗ» Вадим Потапенко. – Мы хотим быть представленными в каждом сегменте мотоциклостроения. Комплектующие на завод приходят не только из стран Азии, а также из Европы, и из них собирают оригинальные велосипеды с нуля.

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена

В год завод реализует порядка 100 000 велосипедов, а к 2025 году число продаж должно вырасти до 250 тысяч. Велосипеды и мотоциклы белорусского производства отправляют в Россию, Казахстан, Латвию, Молдову, Украину и Узбекистан, страны Африки и в страны Карибского бассейна. В планах – модернизация производства, увеличение обьема продаж за счет выхода на новые рынки сбыта. «Мы сотрудничаем с I -RIDE - самой крупной мотошколой в Минске, ведь там учатся возможно будущие «минсководы». Ведь для многих мотоцикл МИНСК был первый мотоцикл, о котором вспоминают с теплотой. Работаем мы и с крутейшими дизайнерами, которые помогают сделать мотоцикл не только узнаваемым, но и стильным и запоминающимся, осваиваем мировые рынки и планируем развиваться и расширятся», – делится Потапенко.

Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена
Минский «МотоВелоЗавод» . Фото: Бионышева Елена