Найти в Дзене

Опровержение лжи, что между Хасаном и Али был конфликт.

Опровержение лжи, что между Хасаном и Али был конфликт.
Опровержение лжи, что между Хасаном и Али был конфликт.

В «Тарих» Табари, в некоторых преданиях Балазури, в Ансабу'л Ашраф и в некоторых других источниках сообщается, что, начиная с момента мученической смерти Османа между имамом Хасаном и достопочтенным Али по различным темам возникли разногласия. Однако подобного рода утверждения не могут быть приняты, поскольку противоречат аятам «тазкийа» и «татхир» Священного Корана, посвященные Ахли Бейт. Хасан на протяжении жизни никогда не впадал в противоречие с мыслями отца. Он всегда поддерживал отца - имама Али во всех его начинаниях.

Начиная с выборов первого халифа, у Хасана по всем вопросам было единодушие с отцом.

Согласно преданиям, Хасан о выборах первого халифа скажет следующее: «...Абу Бакр и Омар замыслили это дело. В то время как все это принадлежит нам. Однако они отодвинули нас в сторону и завладели им.

Нам же в этом деле они выделили долю, которую выделяют бабушкам. Но, клянусь Аллахом, когда люди захотят нашего заступничества, то души их станут им обвинителями»[1] .

Имам Хасан в другой свой проповеди говорит так: «Если бы не было Мухаммада (С) и его наследников, вы не смогли бы узнать ничего из обязательного...». Вы были бы растерянными.

Эти слова имам Хасан произнес после того, как перечислил обязанности религии (фард). В перечисленных обязательных пунктах был и пункт о том, что валайат принадлежит Ахли Бейт»[2] .

В другой своей речи имам Хасан сказал следующее: «Подчиняться нам - это обязанность (фард). Потому что подчинение нам равно покорности Аллаху и Его Посланнику. Они перечисляются вместе. Между тем Аллах повелел следующее: «О, верующие! Подчиняйтесь Аллаху, Пророку и обладателям власти среди вас. Если же вы в чем-то будете несведущими, то доверьтесь Аллаху и Его Пророку»[3] .

Из этих всех слов мы делаем следующие выводы:

Имам Хасан в вопросе халифата был единодушен с имамом Али. Он также как и отец думал, что халифат принадлежал Ахли Бейт. И также, по мнению Хасана, право на халифат у Ахли Бейт было отобрано и те, кто это сделал раскаяться в Судный день.

В словах «...когда люди захотят нашего заступничества, то души их станут им обвинителями» можно ясно увидеть эту истину.

Другой вывод, который можно сделать из этих слов имама Хасана: между ним и отцом Хасана было полное единодушие по всем вопросам. Особенно они были едины в вопросе противодействия несправедливым поступкам Османа к Ахли Бейт. Что же касается качеств правителей, то Хасан придерживался следующей точки зрения: «Одно из условий соблюдения прав живущих - это проявления общинной искренности и привязанности к правителю в соответствии с его уровнем искренности, а также поднимать возмущение им, когда он сбивается с истинного пути»[4]

Как известно, Хасан показал свое отношение к неправедным поступкам Османа и Омейядов, и в этом вопросе был единодушен с имамом Али.

И то, что Али отправлял Хасана в качестве посланца к халифу для увещеваний также является доказательством этой истины.

Однако в некоторых источниках мы видим по этой теме некоторые искажения. Например такое: «...Однажды имам Али принимал омовение и повстречал сына - Хасана. Он сказал ему: «О, Хасан! Прими омовение в соответствии со всеми правилами». Имам Хасан якобы ответил отцу: «Вы вчера убили одного, кто принимал омовение по всем правилам». Имам Али в ответ ему только ограничился словами: «Пусть Аллах сделает долгим твое расстройство по поводу Османа»[5] .

Похожую информацию можно найти у Балазури.

Здесь серьезное искажение и введение в заблуждение. Потому что согласно данным надежных источников, "общепринято, что такой противоречивый разговор произошел между имамом Али и Хасаном Басри. Когда имам Али принимал омовение в Басре, то встретил тогда Хасана Басри и между ними произошел такой разговор"[6] .

Как печально, что приписав этот разговор между Али и Хасаном Басри к беседе между Али и его сыном Хасаном, это в таком виде попало в источники.

Кроме того, безгрешность и чистота Ахли Бейт подтверждается аятом. По этой причине на подобные утверждения о Ахли Бейт, не имеющие никаких оснований, не следует обращать внимания. Так как оно не соответствует смыслу, который несет аят.

Хайдар Баш

[1] аль-Амали, Шейх Муфид, с. 49

[2] Йанабиу’л Мавадда, с. 48; аль-Амали, Шейх Туси, с. 56

[3] Йанабиу’л Мавадда, с. 21

[4] Предводители божественного пути, с. 102

[5] ал-Фитнату’л Кубра, глава об Али и его детях, с. 176

[6] Ансабу’л Ашраф, (Махмуди), Биография имама Хасана 12, первое издание, Дару’т-Тааруф

Доп. источники: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. источники: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"