Святитель Феофан ушел в затвор – как сказали бы сейчас, перешел на строгую "самоизоляцию". Прогуливался только на этом балконе, за оградой которого его было не видно с улицы. Никого не принимал – только изредка звал своего келейника, еще реже - духовника. Всех друзей, родных и знакомых святитель предупредил о своем добровольном заточении. И с тех пор кто бы ни просил его о встрече – получал отказ.
Из затвора за двадцать с лишним лет он выйдет всего несколько раз – по послушанию, чтобы встретиться с церковным начальством, – и чтобы съездить в Москву подлечить слепнущий глаз. Кстати, потом от лечения и операции Феофан Затворник отказался, и всю оставшуюся жизнь видел только одним глазом. И при этом днями напролет работал над рукописями и книгами.
Хотя никто не мог поговорить с ним наедине, любой человек мог написать ему и получить ответ. В этом святитель Феофан был безотказным. На самом деле, его круг общения в затворе ничуть не сузился. Просто он стал, как бы сейчас сказали, виртуальным. Каждый день святитель писал от двадцати до сорока писем.
В Вышенской пустыни святитель Феофан перешел на "удаленную работу". В затворе он продолжал трудиться, и именно здесь и создал большинство своих произведений, которые востребованы до сих пор. Это и его собственные богословские труды, и переводы. Святитель свободно владел греческим и первым перевел на русский язык "Добротолюбие" – собрание сочинений древних отцов церкви. Так что и Антоний Великий, и Иоанн Лествичник, и Ефрем Сирин заговорили на русском языке именно здесь, в Вышенской пустыни.
Феофан Затворник не получал за свои труды ни гонораров, ни роялти – только несколько десятков "авторских" экземпляров, которые тоже раздавал бесплатно. Между тем книги, которые выходили из-под его пера, сразу же становились бестселлерами. За ним следила вся читающая Россия.
Из документального фильма "День Ангела. Святитель Феофан Затворник":