Найти тему
История в историях

Великороссия - сердце Руси

«Великороссия» по Н.И. Надеждину - это территория великого княжества Московского к 1462 году, без Архангельская, Олонецкая и Вологодскую губерний.
«Великороссия» по Н.И. Надеждину - это территория великого княжества Московского к 1462 году, без Архангельская, Олонецкая и Вологодскую губерний.

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Историческая территория где происходил этногенез (рождение) великороссов – это территория Владимиро - Суздальской Руси, или Белой Руси по Татищеву. Владимиро - Суздальская Русь - это княжество в Северо - Восточной Руси, существовавшее с 1157 года, после того как князь Андрей Боголюбский перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир. Княжество существовало до 1362 года, когда московский князь Дмитрий Иванович (ветвь Даниловичей) добился ярлыка на великое княжение владимирское, и объявил его своим наследственным владением «вотчиной» (вотчина наследство по отцу). Это событие означало вхождение или присоединение Владимиро - Суздальского княжества к великому княжеству Московскому, то есть его «поглощение».

Русский учёный, философ, этнограф Николай Иванович Надеждин считал Великую Русь сердцем Руси и Российской империи. Надеждин Н.И. полагал, что «Великороссия» - это территория великого княжества Московского в 1462 году, при начале княжения Ивана III сына Василия Темного, когда оно простиралось от Ельца до Устюга и от Калуги до Вятки. По его мнению, в Великороссию не входили территории Архангельской, Олонецкой и Вологодской губернии.

По - нашему мнению в Великороссию нужно включить земли Рязанского, Тверского княжества и вологодские земли. Великороссия – это территория на которой исторически проживали союзы племен вятичей и верхневолжских кривичей.

Великороссия
Великороссия

По дан­ным ар­хео­ло­гии тер­ри­то­рия вя­ти­чей имела сле­ду­ю­щие гра­ни­цы: «Юго-за­пад­ная гра­ни­ца вя­ти­чей про­хо­дила по водоразделу Оки и Десны . Затем гра­ни­ца вя­ти­чей про­хо­диила вдоль долин Угры и Оки вплоть до впа­де­ния Москвы в Оку, минуя бас­сей­ны Протвы и Нары.(где жили кривичи) Далее гра­ни­ца рас­се­ле­ния вя­ти­чей сле­ду­ет на се­ве­ро-за­пад вдоль пра­вых при­то­ков до вер­хо­вьев Моск­вы-ре­ки (где также встре­ча­ют­ся па­мят­ни­ки кри­ви­чей), а потом по­во­ра­чи­ва­ет на во­сток по на­прав­ле­нию к вер­хо­вьям Клязьмы . До впадения реки Учи в Клязь­му гра­ни­ца по­во­ра­чи­ва­ет на юго-во­сток и идет сна­ча­ла по ле­во­му бе­ре­гу Моск­вы, а затем Оки. Далее гра­ни­ца рас­про­стра­не­ния вя­ти­чей идет к вер­хо­вьям Оки, вклю­чая бас­сейн Прони . Верх­нее те­че­ние Оки це­ли­ком за­ня­то вятичами».

Исследователям известны два крупных древних города вятичей - Кордно и Дедославль . По одно из гипотез Кордно находился в районе Калуги. В научной работе А.А. Майорова «К вопросу периодизации истории земли вятичей», говорится, что: «Земли вятичей были поделены на три части. Одна из них земля будущего княжества Московского вошла в состав Ростово-Суздальской земли, к Переяславскому княжеству. Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. О Дедославле сказано, что: «Центром этой Вятской земли (включавшей земли сегодняшних Тульской, Орловской, Калужской областей с прилегающими районами) был город Дедославль. Непосредственное управление осуществляла местная знать, а верховным органом власти было вече, собиравшееся в Дедославле», древнерусский город Дедославль находился у современного села Дедилово Киреевского района Тульской области.

Верхневолжские кривичи это кривичи жившие на землях по Волге от её верховьев до впадения в неё реки Оки , к ним относились и кривичи ростовские , суздальские и Владимирские. Из научной статьи С. Л. Николаева Славяноведение, № 6 2011 года «Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах.»: «Верхневолжские (тверские) кривичи рано обособились от основного смоленско-полоцкого массива , и диалект, обозначаемый ниже как «диалект верхневолжских кривичей», «диалект тверских кривичей» или «древнетверской диалект», провел ряд специфических инноваций, сохранив при этом ряд архаизмов. Согласно данным археологии, в I Х-ХШ веков. курганы смоленско-полоцких кривичей компактно располагались вдоль тверского участка Волги. В Волго-Окском междуречье верхневолжские кривичские говоры находились на «ростово-суздальском» субстрате. Современными потомками древнерусского ростово-суздальского диалекта являются владимиро-поволжские говоры. Этноопределяющим признаком славянского племени, говорившего на ростово-суздальском диалекте, являются браслетообразные височные кольца с сомкнутыми (или слегка заходящими) концами( т. е. кривичи)».

И у верхневолжских кривичей был свой древний город. Борзаковский в своей монографии «Тверское княжество» отмечает, что: «И до сего времени сохранилось название одного местечка Крево , на берегу Волги в Тверской губернии, именно близ Корчевы недалеко от впадения в Волгу реки Сестры; это название намекает не было ли здесь в древности Кривского города, который бы служил для Кривичей точкой сообщения с племенами меря и совсем волжским краем . На возможность Кривскаго поселения в этом краю указывает одна Смоленская грамота 1150 года». «Указанная грамота есть уставная грамота Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и епископа Мануила данная епископии Смоленской в этой грамоте встречается и следующее упоминаемое выражение: «Суждали Залесская дань како воротит Гюрги, а что будет в ней из того Святей Богородицы десятница»
У И.Д. Беляева в его работе «Географические названия в древней России IX - XV веков» 1851 года, говорится: «Что же касается до названия
Крева, то кроме села Крева в Корчевском уезде при реке Волге и речки Кревки в 16 верстах от уездного города..» (подробнее в моей статье «Крева - верхневолжский центр кривичей»)

Обратим внимание на то, что главные храмы в городах Тверского княжества, княжества кривичей были посвящены Христу Спасителю. Тверь называли город Спаса. И в городах Тверского княжества Зубцов - храмы Преображения и Вознесения Господня, Старица - Вознесения Христова и Воскресения Христова, В Кашине Воскресенский кафедральный собор, в Клину Воскресения Христова, что на посаде, был соборным до 1836 года и так далее.

В Московском княжестве главные храмы городов были посвящены Пресвятой Богородице. То есть у кривичей превалирует мужское начало, у вятичей женское.

Аналогично города, центры княжеств кривичей Изборск, Псков, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Муром. (Тверь построена словенами Новгородскими) – в основном мужского рода. У вятичей их главные города Москва, Рязань, Коломна, Калуга, Тула в основном женского рода.

При этногенезе великороссов соединилось мужское и женское начала кривичей и вятичей, с их превалирующим значением. Не отсюда ли женское начало русской души, России и русских. Так рождался великий народ - великороссы. (Подробнее в моих статьях «О великороссах» и «Женское начало русской души, России. Пояс кривичей и круг вятичей».

Отметим следующий интересный факт о опричных землях, связанный с Великороссией из статьи Андрея Смирнова «Раса и власть, биологический детерминизм Владимира Авдеева»: «Иван Грозный был человеком потрясающей интуиции. Физиономия у него не идеально нордического типа, но гениальный политический деятель, ничего не скажешь. Когда Пётр Первый создал столицу на новом месте, он уже действовал рационально. Во времена Ивана Грозного этого ещё не было. Только интуиция царя, понимание, что надо встряхнуть элиту, сделала Александровскую слободу на некоторое время столицей Русского государства. Как-то я (Владимир Авдеев) приехал в гости к своему другу, ныне покойному Петру Михайловичу Хомякову, у него был дом в Александрове. Пошли в музей. И там у нас у обоих отвалилась челюсть. Мы узрели, что карта русской опричнины полностью совпадает с картой возникновения русского суперэтноса. Это генетическая сердцевина. Вот за что Ивану Грозному с точки зрения расового теоретика Владимира Авдеева надо ставить памятники! Когда шла дискуссия об установлении ему памятника, кто всполошился? Дегенераты и метисы. И, кстати, карту опричнины в музее потом зачем-то убрали.»

Иван Грозный в 1565 году из-за противодействия элиты того времени не выделил в опричнну земли вокруг Москвы, Владимира и Нижнего Новгорода, но добавил в опричнину псковские, новгородские земли и земли русского севера.

Земли выделенные в опричнну в 1565-1567 годах
Земли выделенные в опричнну в 1565-1567 годах

У великороссов сохранялись и до сих пор остаются свои обычаи, внешний облик, нравы, особенности сказок, преданий и песен, заговоров, суеверий, есть и своя кухня. В настоящее время великороссы представляются, как русская национальность. Отметим, что русские проживающие на севере, западе и юге Русской равнины, всё же имеют различия в характере, темпераменте и менталитете, тем более если брать территорию всей России. Но всё же тех признаков, что объединяют русский народ, язык, культуру, историю, значительно больше, почему Россия выдержала все испытания и не исчезла с карты мира до сих пор.