Найти тему

С чего начинать рассказ или насколько важно первое предложение?

Важность первого предложения возведена в культ.

Ему поклоняются, вокруг него танцуют, ему приносят жертвы.

Как часто вы слышали, что разбалованный читатель, не зацепившись за текст с первых слов, просто не станет читать дальше?

Бедные авторы мучаются днями и неделями, пытаясь написать первое предложение так, чтобы оно вышло идеальным. В погоне за пресловутым крючком, они тратят все силы и забывают, что текст хорош целиком, а не только отдельно вырванным предложением. Читатель, зацепившись как следует в самом начале, может не дочитать текст до конца, если дальше всё будет очень плохо.

В общем, ударное первое предложение – не панацея. А значение его сильно преувеличено.

Я не спорю, современный читатель не будет тратить пять-десять минут на то, чтобы продраться через дурно написанный текст. Достаточно беглого взгляда, чтобы понять, нужно ли тратить время на чтение или лучше поискать что-то более интересное.

Но читатель не настолько глуп, чтобы отложить рассказ или роман, остановившись только на первом предложении.

Это важно понимать авторам. Маркетинговая уловка работает, например, в рекламных текстах или сценарных заявках. В художественной литературе нужно отдавать себе отчет, что первое предложение выполняет несколько иные функции.

Для себя я определил их следующим образом:

  • Предложение задаёт динамику

Главное, чтобы читателю не было скучно. Если первое предложение (да и следующие за ним) не несет динамики, то читатель заскучает и быстро переключится на что-то другое. Начинать тексты, например, с долгого описания природы, это не только дурной вкус, но и давно устаревший приём.

Оцените Пушкинское: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году».
Да, раньше так писали. Но не сейчас (если только вы не ставите перед собой задачу стилизовать повествование под восемнадцатый век).

В современной прозе читатель любит с самого начала погружаться в действие, будь это динамичный экшн или мгновенная завязка сюжета, без лишних раскачиваний. При этом, не нужно сильно мудрить. Даже краткого: «Он вошел в вагон метро» бывает достаточно, чтобы привлечь и удержать внимание читателя.

  • В предложении может быть загадка, интрига

Если вам недостаточно зацепить динамикой, попробуйте добавить в первое предложение интригу или загадку, которая потащит читателя за собой и заставит читать дальше.

«Оставив труп на лавочке, он спустился в метро»

Интрига? Ещё какая. Мне хочется узнать, что это был за труп, почему он остался на лавочке. Что вообще происходит?

  • В предложении делается акцент на детали, которые вызывают интерес

Иногда динамику или интригу можно усилить мощной деталью. Примерно, как пресловутое ружьё на сцене, которое обязательно должно выстрелить. Не обязательно деталь должна быть физическим предметом. Это может быть эмоция, элемент настроения, что угодно.

«Ручной кофемолкой дроблю зёрна. Запах щекочет ноздри»

Казалось бы, ничего не происходит. Но деталь вызывает интерес. К чему это? Что сейчас произойдет?

  • Предложение задает атмосферу и тон повествования (грусть, ирония, тоска, печаль)

Если вы хотите сразу обозначить тон повествования, используйте этот приём. Читатели «ведутся» на эмоции (если рассуждать цинично), их это цепляет.

От банального: «Ольга рыдала в ванной комнате», до чего-то более сложного: «Оксана любила гулять под бесконечным питерским дождем и представлять, как люди вокруг медленно и необратимо растворяются в каплях холодной воды»

Тут главное не обмануть читателя и держать тон повествования до поворота сюжета или финала. Грубо говоря, смена интонация должна быть обоснована или доведена до конца.

Повторюсь, это исключительно мои мысли. Каждый автор рано или поздно приходит к наиболее удобному для него формату.

В любом случае, первое предложение - это не «конь в вакууме», а неотделимая часть произведения. Само по себе оно почти ничего не значит. Не нужно думать, что гениальное начало спасет плохой рассказ в целом. Так же как не нужно боятся, что не самое сильное первое предложение оттолкнет большой пласт читателей. В конце концов, а так ли нужны вам читатели, которые не способны концентрироваться на чем-то большем, чем одно предложение?

Пробуйте, экспериментируйте, пишите.

_____________________

Буду рад каждому новому подписчику!

Еще по теме:

Надо ли платить за издание собственной книги?

Практика работы с текстом