Я помню, каких трудов стоило мне в свое время собирать эту серию КС. А денег каких! Вот уж действительно были времена, когда книга была лучшим подарком. Таких миллионных взяток, как сейчас дают-берут, в помине не было. И не коньяк дарили нужному человеку, а - книги. Поскольку достать их, в отличие от свободно имеющегося в продаже коньяка, было архитрудно. И подарок такой был очень даже кстати.
Вот и собирала я их еще с ранней молодости. Дочка совсем маленькая была, а я уже предвидела, как легко ей будет готовиться к урокам по литературе, потому что в серии КС были все программные произведения. В училище, где я начинала работать, была очень хорошая библиотека. А девочек-учениц было аж 400! И когда начинали, допустим, лирику Лермонтова изучать, то всем никак не хватало. Преподавала литературу строгая Евдокия Михайловна. И я помню, как девочки, боясь схлопотать "двойку", переписывали стихотворения от руки...
У моих родителей была хорошая библиотека. Отец читал военные мемуары. Шукшина любил. А мама читала ВСЕ. Своих книг ей было мало, и она в свои 90 с лишком исправно ходила в библиотеку.
..Мамы не стало. Еще до горести этой дочь моя с мужем затеяли большой ремонт маминой квартиры - они с мамой моей жили. И вынесли все книги в гараж. Закончив ремонт, купили в комнату своего сына новую мебель, и некоторые книги заняли в шкафу свое место. Но - не все.
Стали разбирать остальные. Что с ними делать? Собрали те, что программные, и отвезли в городскую библиотеку. Не взяли! У самих много, и почти не берут их читать школьники. Проехались по школам. В каждой - библиотека. Те тоже руками развели. Так мы и вернулись домой.
"Мама, что делать с книгами?" - "Дочка, давай разберем. Ты можешь себе представить, что мы их на помойку вынесем или шашлыки на них пожарим?" - "Что ты! Нет, конечно!"
Книги и правда надо иногда разбирать.
Видите первый том Лермонтова? А второй все эти годы был у меня. Как так вышло -не знаю. И не хватился никто. Новенькие два тома 1990 года издания. Нечитаные...А Чехова я заберу себе.
Вот другую коробку открыли.
Пушкин, Есенин и Блок. Так называемые "подписки," которые на предприятиях разыгрывались в лотерею. Помню, лет - дцать назад как-то попала в книжный магазин нашего города. Разыгрывали вот эту серию.
Жутким дефицитом была. А досталась главному врачу санэпидемстанции. Повезло. Но у нас тоже с десяток этой серии есть. Спрашиваю дочкиного сына:"Ты читал "Алые паруса"?" - "Да." - А Стивенсона?" "А кто это?" Грехи наши тяжкие. Не знать автора "Острова сокровищ"...
А маме на работе за хороший труд дали подписку на "Библиотеку дружбы народов". Время от времени приходили извещения, и надо было идти на почту за очередным томом. Все тома были разноцветные, в хороших переплетах. Но авторы! Ни тогда, ни сейчас не знаю очень многих.
Казакова, пожалуй, возьму себе, а Фазу Алиева мне неблизка. Как и многие другие авторы. Куда их... В библиотеке тоже не взяли.
В недрах очередной коробки ждали меня два сюрприза, две долгожданные встречи.
Это моя первая "взрослая" книга. Зачитывалась ею. И не единожды. Ей 55 лет. Спрашивала как-то маму. откуда она у нас. Не помнила...
Была еще другая старая книга. "Кукла" Болеслава Пруса. Не нашли...
И другой сюрприз.
Давным-давно я отдала эту книгу почитать. А кому - забыла. И все эти годы нет-нет, да вспоминала читателя-читательницу недобрым словом. А человек, оказывается, ее вернул. Только не мне, а маме. Почему - не знаю. Неважно. Рада очень. В книжке этой чудесные фотографии. Почитаю..
Часа три мы разбирали книжные богатства свои. И дочь пополнила свою библиотеку, и я. Но столько еще в коробках осталось!
Что с ними делать - ума не приложу. Видела как-то в Интернете - советуют скрепить их, просверлив саморезами, положить сверху лист фанеры, красиво покрашенной, и получится оригинальный журнальный столик. Да уж, можно бы оригинальней, да некуда уже.
А что тогда?