Найти тему
Женя Васильевв

ТРИ БИЛБОРДА - ЛЕВОЛИБЕРАЛЬНАЯ АГИТКА

Кинолюбители всего мира при виде киноленты “Три билборда на границе Эббинга Миссури” чуть ли не захлебываются в восторге. Шутка ли сказать, фильм этот занял второе место в конкурсе “Афроамериканской ассоциации кинокритиков».

Как известно, художественное произведение имеет эстетическую и этическую ценность, которая покоится на какой-либо идеологии. Можно снять подлый фильм, прославляющий Ленинизм или Нацизм, который будет шедевром, как например, “Броненосец Потемкин” или “Триумф воли”, а можно, снять “Принцессу на бобах”, которая славит демократию и либерализм, а является отвратительной гадостью.

Макдонаха всегда считался виртуозом драматургии и утонченного сюжета. А между, мы видим, что-сюжет-то сколочен из идеологических бревен и палок. Повсюду торчат гвозди и доски. Это кажется, невероятным, поскольку Мартин Макдонах прославился как выдающийся драматург, автор таких пьес как «Калека с острова Инишман», «Лейтенант с острова Инишмор» и «Безрукий их Спокэна». Многие из этих пьес снискали успех на подмостках Перми.

Это ютуб-версия текста.

Многие кинокритики нахваливают ирландского режиссера за якобы сюжетную арку, за правдоподобное развитие характеров. Но тут этого нет и в помине. Характеры развиваются, но максимально неправдоподобно, по законам маниловской логики. Ибо хочется. Перед нами хрестоматийный пример романа перековки, когда идеологически вредные элементы к концу фильма становятся паиньками, бестолковые помощники шерифа защитниками обездоленных, голубых и афроамериканцев. Нечто подобное было можно было наблюдать в свое время в советском кино и мультипликации, где коллектив воспитывал еретика, у которого было два выхода. Или быть уничтоженным или идеологически разоружится.

Макдонах работает с размахом – топором и кувалдой. Все душегубы и кровопийцы — это белые мужики традиционных взглядов, священники, полицейские, работяги, военные, реднеки и выжившие из ума белые старухи.

Успех фильма Три Билборда тесно связан с политической атмосферой, которая сложилась в США в последние годы. Я далек от мысли, что режиссеры отрабатывают идеологическую разнарядку, которую им спускают из Голливуда. Просто американские интеллектуалы в массе своей поддерживают леволиберальные догматы, которые принимают порой самые крайние формы. И этот догматизм тянет фильм на дно. Почти все триумфаторы Голливуда — это режиссеры и картины должны исповедовать истинную политкорректную веру. Это и “Паразиты”, и “Джокер”, и “Зеленая книга”, и “Форма воды”, и “Лунный свет”, и “12 лет рабства”.

Получается нелепость. Согласно Макдонаху, чтобы сострадать убитой горем матери, персонаж должен быть, голубым, лилипутом или мавром. С другой стороны, Милдред, обладая классовым чутьем выступает защитницей черных, оленей, гомосексуалистов и граждан женского пола. Никаких полутонов нет и все богатство общества кастрировано в угоду политической целесообразности.

У оппонентов Милдред в фильме 2 выхода: или умереть от ракового заболевания как пережиток проклятого прошлого. Или перевоспитаться, через огненные муки, встать на путь истинной веры и вступить в экофеминистическая партию. Первое предначертано шерифу Уиллоуби (в исполнении Вуди Харельсон). Второе демонстрирует, его коллега Джейсон Диксон (в исполнении Сэма Рокуэлла). Под благотворным влиянием либеральных воззрений и кухарка может стать президентом, а неотесанный грубиян становится хитроумным Шерлоком Холмсом. Диксон записывается в экофеминистический комсомол и задрав штаны уезжает с бешенной каргой в штат Айдахо щемить недобитых реднеков.

Отнюдь не случайно в фильме упоминаются именно Айдахо и Вайоминг. Это цитадель республиканской партии, то есть с точки зрения прогрессивных теток и хипстеров – Мордор. Поехать туда и убить жителя, без суда и следствия, – уже не ужасное преступление, но духовный подвиг.

Уже стало притчей во языцех тот факт, что Макдонах, когда пишет сценарий, никогда его не переписывает. Написал все начерно и пошел снимать. В это начинаешь верить, когда посмотришь “Три Билборда” внимательно.

Образ главной героини также прост как штыковая лопата. Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд), которая оплакивает изнасилование и убийство своей дочери Анджелы, совершенные каким-то негодяем несколькими месяцами ранее. В фильме Френсис играет этакого агитатора, горлана, главаря. Она кроет все матом и крошит бананы в икру, время от времени выкрикивая, протухшие аж в 1929 и в 1995 годах лозунги о том, что “Церковь – это опиум для американского народа”, а все “мужики сволочи”.

В лучших традициях диалектического материализма ругань и побои, которые она наносит окружающим есть святая борьба за справедливость, а любой отпор, который она получает при этом – унижение достоинства. Подвергая поруганию, все, что ей не любо, старая грымза, падает на задницу, когда получает отпор.

Рассуждает злая мать прямо как старый большевик и Председатель Всеукраинского ЦК Мартына Иванович Лацис. В журнале “Красный Террор” в 1918 году Лацис заявляет: “Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора”. Точно также рассуждает и Милдред Хейс в отношении священников и мальчиков.

Они подлежат преследованию сугубо по половому и религиозному признаку. Из-за того, что некоторые представители этих сообществ – преступники. С таких же успехом и даже более эффективно можно ввести упредительные аресты жителей Гарлема, кондитеров или куртизанок. Но Макдонах даже и не пытается найти достойного оппонента главной героине.

Макдорманд голосит в фильме больше всех, время от времени отпуская прикольные якобы шуточки и каламбуры, а все остальные герои, носители иной идеологии стоят вокруг нее как деревянные чурки и что-то вяло мычат словно пионеры перед лицом завуча Мари Иванны. Никаких дельных контраргументов в свою защиту они не приводят, но вдруг, внезапно перестают гнобить мавров и содомитов.

С другой стороны, даже, если под грузом очевидных доказательств Милдред признается, что перднула в лужу, свои ошибки она называет мелкой оплошностью, а все прегрешения окружающих ее людей даже, если их и в помине не было, и особенно если не было вообще она считает чуть ли не уголовным преступлением, которое можно искупить лишь кровью. МакДорманд играет этакого Джона Уэйна в робе. Играет нудно, на одной монотонной ноте.

Рокуэлл получил за участие фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» свой первый Оскар, а также премии “Золотой глобус” и BAFTA, но, известно, что Оскары сейчас в США раздают не столько за мастерство, а за съемки в политический выверенных агитках. В “Луне 2112” и в “Дорога домой” Рокуэлл был намного более убедителен, но Оскара не получил.

В “Трех Билбордах” Макдонах раскручивает трехгрошовых интригу, вплетая множество сюжетных линий, но потом запутавшись, бросает эти линии, и они свисают у него как позавчерашняя лапша с тарелки. Например, возьмем нашу богиню отмщения — комиссаршу Милдред, которая повесила объявление на дороге о том, что полиция плохо работает. Потом она надавала лещей бедным студентам, многие из которых просто проходили мимо. Потом забросала полицейский участок коктейлями «Молотова», поджарила наполовину Диксона и разговаривала наглым тоном с преподобным Отче. И вроде уже после дантиста полиция должна была показать, где раки зимуют, но Макдонах вообще никак не думает разрешать эту коллизию и переходит к новой мизансцене.

-2

С другой стороны, встает вопрос соразмерности преступления и наказания. Достойно крайнего изумления то, как великодушна американская Фемида к столь борзому поведению. Я почитал отзывы и рецензии американских зрителей и кинозрителей. Американские рецензенты и зрители в один голос кричат, что Макдонах, как и все иностранцы, не сечет фишку. Американцы утверждают, что старая карга в США бы давно присыла бы за хулиганку.

Думаю, что американцы неправы и Макдонах все понимает, ведь глупо применять эстетику черной комедии к американскому законодательству. У Тарантино в «Криминальном чтиве» и у Балабанова в «Жмурках» трупы штапелями складируют, а герои только хихикают. Да, дело в том, что у Балабанова и Тарантино все линии связаны друг с другом плотным морским узлом, а у Макдонаха — как придется. Когда вообще ничего не получается, драматург прибегает к древнему способу — выпускает Бога из Машины («Deus ex machina»). Вот и здесь прилетает добрый мавр, начальник полиции, в голубом вертолете и тучи разводит руками.

-3

Отсюда два вывода, первый: в «Трех билбордах» мало от реалистической драмы. Это в первую голову назидательная комедия. Второй, фильм может и не быть реалистичным, но должен быть правдоподобен, дабы соблюсти Аристотелев принцип наслаждения, а вот как-раз-то правдоподобия ему жутко и не хватает.

Пафос картины заключается в мысли «потри негодяя или дебила — внутри обнаружишь добряка и душку». В роли неоднозначных добряков выступают циничные белые полицаи. И если метаморфоза шерифа Уиллоуби вполне естественна и оправдана, тем более что негодяем он был только в голове малахольной тетки, то неожиданный кульбит пигмея Диксона достигает поистине неистовых громад.

По фильму получается, что в кровавой Америке служивые выкидывают из окна метросексуалов и никому до этого нет никакого дела. А четакова? Выйдя из комы, обгоревший Диксон читает письма усопшего шефа. Потом напрягает три своих извилины на необъятном челе и решает стать Шерлоком Холостом. Он восстает птица как Феникс из пепла и переходит из реанимации на сторону сил добра — прямиком в местную забегаловку.

Там обновленный сыщик воздвигает криминальную мысль на недосягаемую высоту. Он цепляется как росомаха в горло какого-то встречного поперечного. Поцарапавшись с незнакомцем как вокзальная проститутка, Диксон, так не и раскрывает преступление века. Кто убил Анджелу Дэвис Хайес? Тайна сия велика есть. Вместо раскрытия преступления Диксон решает войти в воровскую шайку, чтобы вместе с полоумной бабкой поехать на машине из штата Миссури в штат Айдахо.

Позвольте, от Адама повелось так, что какая-то доля преступлений не может быть раскрыта вообще никогда. Тем не менее, бешенная карга устраивает в заштатном городишке революцию с трупами, раненными и пожарами, чтобы еще раз в этом убедиться. Ну, невозможно иногда раскрыть некоторые преступления. Ну, нельзя и все тут. Собственно, об этом и говорит Вуди Харельсон в начале фильма.

Но Милдред жаждет отмщения любой ценой, и кто ей подвернется под руку — одному Аллаху известно. Случайный воин из Айдахо, подслушанный в баре, недалеким Диксоном, вполне может быть знатным врунишкой, как это часто бывает у мужиков. И даже скорее всего, этот дядя все и выдумал, будучи под мухой, чтобы произвести впечатление на собеседника. Но нет маховик запущен, и Богиня Смерти требует новых жертв.

Вылив на киноленту ушат вонючих помоев, я все же бы поблагодарить создателей за проделанную работу и отметить ее достоинства. Зоркий глаз английского кинооператора Бена Дэвиса, работавшего в таких фильмах как “Звездная пыль” и “Пипец”, искусно работает с естественным освещением, что добавляет “Билбордам” естественности. Британский киновед Лаура Малви еще в 1973 году в прогремевшем опусе “Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф” писала, что субъектом большинства фильмов в середине XX века был мужчина, а пассивным объектом почти всегда фемина. От этого все фильмы получались сплошь мужскими, с мужской системой ценностей.

https://zheniavasilievv.livejournal.com/1153074.html