Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 2. «Ученики и их родители». Тексты 401-450

401. Никогда не стоит давать каких-либо советов родителям в вопросах обучения их детей, чтобы никто из них потом не мог склонять нас за приобретаемые ими, в результате этих советов, мучения и неудобства…

402. Плохо жить без хорошего ученика в классе, но с ним – бывает ещё хуже…

403. Чрезмерное учебно-образовательное любопытство и любознательность ученика в классе – замечательнейшее и самое простительное из всех ученических слабостей…

404. Учиться в мире и согласии не только с преподавателем, но и со своими родителями, и помнить: каждый час домашних занятий на инструменте прибавляет по 5 граммов исполнительского мастерства…

405. Не берите своим учеником того, от которого отказались все коллеги в школе, так как они, пообщавшись с ним, уже узнали чего он стоит…

406. Тебе не хочется отрабатывать этюд, нет никакого желания доучить наизусть пьесу, начатую ещё в прошлом месяце, на ноты уже и глаза не смотрят... Не думай, что делать и как быть. Бери себя за шиворот, проводи мимо компигр и Интернета, и сажай за инструмент! Потому что уже давным-давно всем взрослым известно: если сам не хочешь помочь себе – никто тебе не поможет…

407. Индивидуальный план учащегося – это не только история его творческого развития в школе, но и взгляд в его будущую жизнь…

408. Вся наша педагогика теряет всякий смысл и силу, когда ученик начинает действовать в интересах компигр, Интернета и уличных друзей…

409. Когда имеете дело с родителями не желающих учиться детей, то проявляйте к ним сочувствие. Многажды обдумайте свои слова и решения, прежде чем сказать что-то безапелляционное им. Даже тогда, когда вы уверены в своей правоте. Не лишайте родителей надежды на перемены к лучшему в обучении своих детей, а также сил в долготерпении на пути к нему. И когда родители настаивают на сообщении им чистой правды об их детях, то в этом, скорее, надо видеть их скрытое желание получить от вас поддержку, а не подтверждение своих худших предположений с учёбой в виде детального честного разноса всего и вся в ребёнке...

410. Если учащиеся даже и осознали бы все преимущества честного и целенаправленного учебного труда для себя, то и в этом случае они не перестали бы лениться и лодырничать. Детство – великая пора в жизни каждого из нас, и как правило, в это время нам часто не до учёбы; есть дела и поважнее…

411. Ученик – это тебе не преподаватель. Ученик – он ласку и тонкое обхождение любит, а его родители – без этих вещей вообще перестают проявлять даже мало-мальский интерес к процессу обучения своих детей…

412. Кто захочет иметь учащихся класса без недостатков, тому грозит возможность остаться вообще без учеников...

413. Жалоба ученика, часто совсем не врачует преподавателя. Нередко она только усугубляет его способность к ничегонеделанью с этим учеником...

414. Уважаемые родители! Считается, что самые благородные и желанные подарки совершаются тогда, когда одаривающие остаются неизвестными для преподавателя…

415. Ученика нужно учить так, чтобы даже в пре неприятных для него обстоятельствах дней рождения и др. праздников в семье, он мог бы с достоинством показать: на что способны за инструментом ученики ДМШ…

416. Почти все мы видим, чем ученики нам кажутся, и лишь немногие из нас чувствуют, кем они на самом деле являются…

417. Родители учащихся, нередко по натуре своей таковы, что больше уважают то, что сами оказывали и оказывают добрые знаки благодарности в процессе обучения своих детей, чем то, кто именно делает это доброе дело и какое именно дело по отношению к их детям…

418. Ничто другое так не истощает себя, как родительская щедрость на подарки преподавателям. Выказывая это доброе чувство по отношению к ним, родители рискуют потерять самую возможность её демонстрировать из-за либо впадания в бедность (особенно в периоды сильной инфляции), возбуждая этим тяжелейшие приступы педагогического непонимания, либо разорения семейного бюджета  непомерной тяжестью подарков настолько, что близкие и родные кроме ненависти к школе, ничего другого уже не испытывают…

419. Половина логических доводов плохого отношения ученика к учёбе кроется в следующей софистической[6] дилемме[7] : если ученик ленится, то он ещё не вполне созрел по-возрасту для обучения; если же он занимается на инструменте недостаточно, то он просто не желает учиться…

420. Только не очень способный, но сильно желающий ученик может заниматься музыкой по-настоящему потому, что влюблён в неё неосознанно и интуитивно…

421. Говорят, что природа отдыхает на детях гениев, а дети-лодыри – на своих лодырях-родителях и, если «повезёт», то и на не меньших лодырях-преподавателях…

422. Под ангельскими чертами ребёнка скрывался ученик-лоботряс…

423. Как трудно, порой, искать в игре ученика потерянную им музыку…

424. Преподаватель истово учит ученика до тех пор, пока не сможет составить о нём подлинного мнения, и педагогическая истовость тут – часто является следствием недостаточно полных знаний об ученике…

425. Ученика надо держать! Стеречь его в любой час, в любую минуту урока. Без надзора талант ученика ускользает, как вода. Поэтому помните, что освещая каждый миг занятий с ним честным, неустанным и достойным значительных творческих достижений трудом, вы придаёте этим ему дополнительный человеческий вес, профессиональное значение и свет знаний…

426. Уровень достижения искусства ученического исполнения определяем только средствами иного уровня искусства ученического исполнения. И всего проще – сравнивая игру лентяя с игрой обычного ученика…

427. При обучении девочек игре на аккордеоне преподавателю важно учитывать, что желание нравиться другим, в том числе и тем, что играют именно на аккордеоне, рождается у многих из них прежде, чем они почувствуют в себе любовь к музыке…

428. Одной из причин трудного взаимодействия и направления в нужное русло энергии и помощи родителей учащихся является то, что они просвещаются сами по себе и среди них много людей куда умнее нас...

429. Талантливый ученик – это скрытый от всех клад, найдя который, разумный преподаватель не станет им хвалиться на сцене, до поры до времени…

430. Каждому преподавателю в школе необходимы три ученика: лодырь, коих большинство, нерадивый, из которых обычно выращиваются всякие призёры, и ещё хотя бы один, родители которого считают его музыкальным гением…

431. Нельзя отнимать у родителей учащихся их художественных убеждений и заблуждений в деле воспитания собственных детей, которые способствуют в ощущении ими себя вполне счастливыми, учась именно у вас. Конечно, если вы не надумаете дать им лучшие образцы этих вещей…

432. Ученик – часто похож на крепость, которую, как считают военные, трудно как завоевать, так и удержать…

433. Способности учащихся смешивать всё и вся в музыке – безграничны…

434. В обычных музыкальных школах России талантливые ученики сразу заметны прежде всего потому, что они торчат как шляпки гвоздей в рассохшемся полу…

435. Плохо, когда ученики переходят от музыкального детства сразу к своей дряхлости в музыке, минуя свои юность, зрелость, а заодно и старину в ней…

436. В беседах с родителями учащихся, «правда» в устах преподавателя нередко означает любое утверждение, достоверность которого не может быть доказана или опровергнута никем…

437. Как бы ни были умны родители учащихся, но похвала их воспитания и надзора за ребёнком всегда радует их меньше, чем конкретные учебно-образовательные успехи детей…

438. Плохие ученики – это необходимость в школах… Иначе, преподаватели набрасывались бы на любого и каждого ребёнка при приёме их в школу. А так – осторожничают…

439. Очень часто красивые слова родителей без фальши не обходятся…

440. Как среди песка можно найти камень, так и среди учащихся можно подыскать себе самого-самого из них…

441. Искать настоящую музыку в игре ученика, порою также бессмысленно, как и искать иголку в поленнице дров…

442. Чтобы действительно понять, насколько сложным будет учебный путь с учащимся, преподавателю необходимо всё-таки, хоть немного, но пройти его с ним…

443. Найти хорошего ученика – не просто, но неизмеримо сложнее – соответствовать ему потом…

444. Глупо читать проповеди и нотации ученику, не разумеющему что делает он в школе…

445. Замечали ли вы, что ваш ученик почему-то очень часто находится вообще не по ту сторону дверей класса?..

446. Как и чему именно надо учить детей, знает каждый родитель, за исключением тех из них, у кого дети не учатся в ДМШ…

447. Неразумно, нельзя, да и просто глупо смотреть преподавателю на ученика как на дорогостоящую и хрупкую вещь. Часто, пока он учится в ДМШ, он того не стоит…

448. Неразумно в беседе с родителями учащихся ставить им на вид их недостатки. Не поймут…

449. Ученики могут «изменять» преподавателю сколько угодно, но преподаватель должен быть всегда верен им до конца…

450. Хороших учеников, обычно, почему-то значительно меньше, чем хороших преподавателей…

[6] Софи́стика – от др.-греч. мудрость.

[7] Диле́мма довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга.