Найти тему
Лев Труфанов

Испытания на плавучесть или приплыли.

Плывёт на малом ходу, судя по пенному следу за кормой
Плывёт на малом ходу, судя по пенному следу за кормой

Удивительная штука память, более 35 лет прошло с момента окончания срочной службы, но 750 дней проведённых в армии не дают забыть как было трудно и в тоже время интересно находиться вдали от дома и отдавать долг Родине. События того дня, лета 1985 года до сих пор свежи в памяти и до сих пор у меня нет ответа на вопрос, что послужило причиной того столкновения, но обо всём по порядку. Кто не знает характеристик БТР 70 и БДМ 2, рассказываю, что оба бронетранспортёра плавающие и наверное многие слышали, что не так давно при попытке переплыть Керченский пролив затонул БРДМ 2. Руководством нашей части было принято решение испытать на плаву наши бронетранспортёры а их у нас в роте было 7 штук 6 БТР 70 и 1 командирский БРДМ 2. Должен сказать, что уже на тот момент я частенько оставался за старшего техника роты и поэтому знал все проблемный места нашей бронетехники. При выполнении ремонтных работ при замене колеса на БРДМ, была допущена ошибка при постановке домкрата, в результате чего в днище была пробита дырка размером с советский рубль и поэтому об испытаниях на плавучесть не могло быть и речи. Старший техник приказал под любым предлогом не выезжать из автопарка на БРДМе, что было и сделано, броник не завёлся. По остальным бронетранспортёрам вопросов не было , все они были новые и дырок в днище у них не было. В нашем сухопутном районе Московской области не было больших рек и озёр, но был полигон в котором был пруд для испытаний плавсредств. Колонна бронетехники во главе с заместителем командира части прибыла на пруд. Зампотех батальона лично сел на первый БТР 70 и заехал задом в воду. Картина была необычная. с трудом верилось что 14 тонная машина может плавать, но это было так, БТР поплыл по инерции назад и всплыл, поверили на течь воды , вроде было всё в порядке, затем были включены водомётные двигатели и тут мы увидели, что вместе с водой вылетаемой из под кормы вылетает и крупная рыба. видно пруд был зарыбленным. БТР сделал небольшой круг по воде и благополучно выехал на берег. По остальным БТРам было принято решение заезжать задом до момента всплытия, проверить отсеки на предмет протечек и на этом испытания на плавучесть закончились. Облом..., а так хотелось поплавать, но приказы в армии не обсуждаются и колонна бронетехники направилась в часть. Я был замыкающий в колонне и поэтому слегка отставал при движении, так как приходилось постоянно догонять колонну ввиду немалой полной массы БТРа и невозможности быстро набирать скорость. Этот факт сыграл для меня положительную роль, так как первые три бронетранспортёра решили "познакомится поближе". Картина перед моим взором была такая, перед железнодорожным переездом третий в колонне БТР вовремя не затормозил и ударил впереди идущего, а тот второй, соответственно въехал в зад первого в колонне БТРа, который остановился перед железнодорожным переездом.

ПРИПЛЫЛИ, первая мысль которая пришла в голову. Видно вода попала в тормозную систему бронетранспортёра и из-за этого водитель не смог остановиться и протаранил два передних. Все вышли из машин, наиболее пострадавшим оказался водитель второго бронетранспортёра, у него были небольшие повреждения головы, голову перебинтовали и надо было выдвигаться в часть. Наиболее повреждённый самостоятельно ехать не мог, так как задний отсек где находились два бензобака был разбит и могло произойти возгорание. Казалось бы что могло произойти с бронёй, которая расчитывалась на попадание пуль и осколков, так то оно так, броня сильно не пострадала, но задние броневые листы были прикручены к корпусу железными болтами, конструкторам наверное в голову не приходило сделать их из легированной стали, вот болты при ударе и сорвало. Прикрутили листы на проволоку, чтоб не болтались, я зацепил двумя тросами крест на крест разбитый БТР и медленно поехали в часть. Остальные два БТРа могли двигаться самостоятельно, от виновника столкновения внятного ответа почему это произошло никто не получил, и до сих пор у меня только одна мысль, пресловутый человеческий фактор, водитель просто отвлёкся и прозевал момент торможения впереди едущего и въехал ему в зад.

Прибыли в автопарк, доложили комбату и стали думать что делать. Дело в том что любой ремонт броневого корпуса считался капитальным, а о каком капитальном ремонте могла идти речь если машинам было всего два года. Руководству в Москве было доложено что БТРы получили минимальные повреждения. На самом деле всё было не так, у среднего БТРа был разбит ещё и перед, лобовая броня толщиной в палец расцвела небольшим бутоном, пришлось срезать верхний лист носовой части и везти его на завод метиз под пресс и задние бронелисты тоже под пресс. Зад тоже пришлось отрезать, он восстановлению не подлежал. Приняли решение обратиться в танковую дивизию, у них по рельсам на тросу ездил корпус БТРа из которого солдаты тренировались стрелять на ходу. Задняя часть у него была в отличном состоянии. Это было выяснено заранее и вот в один из дней был снаряжён ЗиЛ 131 внутри было необходимое оборудование и места для специалистов. Утром выехали и часа через два были на месте. До сих пор стоит перед глазами танковые двигатели которые лежали на въезде в танковую часть, размеры их меня поразили. Срезали заднюю часть от полигонного БТРа, приварили железо на место срезанного и всё было бы для меня хорошо если бы при переноске кислородного баллона у меня не прострелило спину. Ощущение очень болезненное, всё оставшееся время пришлось терпеть боль, так я в 19 лет познакомился с радикулитом, от страха наверное на третий день сам прошёл.

Вернулись в часть и на протяжении двух недель поочерёдно ремонтировали разбитые бронетранспортёры. БТР загонялся в кирпичный бокс и в проёме 12 тонными домкратами сжимали корпуса, чтоб детали стали на место, а затем проваривали броневыми электродами, как оказалось в 4 роте старший техник был сварщиком высокой квалификации и его сварные швы не отличались от заводских. Мне было поручено подавать и приносить, что я и делал. Отремонтированные БТРы я готовил к покраске и красил. По результатам работы мне была объявлена благодарность, бронетранспортёры были в строю. Водитель виновный в дтп был отстранён от управления БТРом до конца службы, денег с него за ремонт не взяли, хотя ходило много баек в то время, что даже после увольнении в запас приходилось выплачивать за разбитый танк!!! На его место взяли из другой роты водителя родом из города Орла Володю Багрянцева, кто читал про Вовочку это не он, но тоже парень был юморной. С этим водилой я дослужился до дембеля. Больше испытаний плавучести до конца службы к моему сожалению не было, а жаль!!!

Подписывайтесь на канал пишите коментарии, ставьте лайки.