Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Боевая магия и научный караван: где нашли прототипа Верещагина для «Белого солнца пустыни»

Одна из самых любимых народом советских комедий – «Белое солнце пустыни». И один из самых любимых персонажей – Верещагин. Фразы этого поистине народного героя расхватили на цитаты. Его песню «Госпожа удача» неоднократно перепевали. Сам он стал символом таможни. Ему поставили несколько памятников. Над сценой, где он уходит в море на баркасе, плакали даже мужчины. А кто был прототипом? Разберемся.

Одна из самых любимых народом советских комедий – «Белое солнце пустыни». И один из самых любимых персонажей – Верещагин.

Фразы этого поистине народного героя расхватали на цитаты. Его песню «Госпожа удача» неоднократно перепевали. Сам он стал неформальным символом таможни. Ему поставили несколько памятников, например в Москве. А над сценой, где он уходит в море на баркасе, плакали даже зрители-мужчины.

Персонаж был замечательно сыгран Павлом Луспекаевым. А каким был этот человек в реальной жизни? Точнее, кем был его прототип и как его нашли?

Реальная история таможенника была иной, чем в фильме.

Его «откопали» в командировке. Началось с того, что сценарист Валентин Ежов в спешном порядке вынужден был найти достойного кандидата для списывания с него кино-портрета героя будущего фильма.

В Средней Азии он познакомился с ветеранами боев с басмачами. И ветераны рассказали ему о Михаиле Поспелове – легендарном офицере пограничной стражи.

Михаил Дмитриевич родился в Орле в 1884 г. Окончил пехотное училище в Тифлисе. Став офицером, охранял русско-персидскую границу и каспийское побережье.

Деятельный Поспелов руководил погранотрядом, хорошо им же самим налаженной сетью разведки.

Отряду под его руководством часто приходилось отражать нападения банд контрабандистов, набеги на туркменские поселения. Также приходилось защищать местных девушек, которых бандиты отлавливали для продажи в рабство в Персии.

За доблестную службу он имел разные награды. Да и уважение местных было достойной наградой: Поспелов часто помогал им защищаться от басмачей – а жители ценили своего заступника и в ответ старались в чем-то поддерживать и его самого.

Враги же прозвали его «Красный шайтан». Причем дело было не в большевистских взглядах – такое прозвище ему дали еще до того, как в Среднюю Азию начала проникать красная власть. Но дело было в его… усах. Уж очень они были рыжие, почти красно-oгнeнные.

Есть множество линий-совпадений между киногероем и прототипом:

1) очень похожи не только их судьбы, но и их характеры – сильные, мощные, величественные, уверенные, патриотичные, несуетливые.

Не зря режиссер говорил, что этот герой во многом восходит к архетипу Ильи Муромца, за счет чего и полюбился зрителям;

2) они очень похожи внешне (особенно в молодые годы – портрет Верещагина, который висит у него в комнате на стене, стилизовался именно под снимок Поспелова в дореволюционной офицерской форме);

Ну, очень похожи! Особенно усы. :) Фото Михаила Поспелова из АиФ и кадр с Павлом Верещагиным из фильма "Белое солнце пустыни"
Ну, очень похожи! Особенно усы. :) Фото Михаила Поспелова из АиФ и кадр с Павлом Верещагиным из фильма "Белое солнце пустыни"

3) оба в зрелом возрасте имели замечательный дом-«крепость» с роскошным садом и дорогими рыбами в пруду («Опять ты мне эту икру поставила!..»);

4) прототип Верещагина в Тифлисском училище обучался у полковника Александра Верещагина, прославившегося на Русско-турецкой войне и участвовавшего в экспедиции на Памир;

5) у обоих были бoeвые paнeния;

Кстати, они были и у Павла Луспекаева во время съемок: ему aмпyтиpoвали 2 cтoпы, и артист переживал, что не cмoжeт не только xoдить, но и сниматься в кино.
Поначалу его хотели показать в картине на кocтыляx – как ветерана боевых действий. Но потом удалось все-таки обойтись без них.
Как тут не отдать дань потрясающей силе воли Луспекаева!

6) какое-то время оба оказались не у дел, чем весьма тяготились («Я тоже сейчас вот это допью – и брошу»);

Правда, в отличие от персонажа фильма, у Поспеловых было 2 дочки.

7) оба душой бoлeли за свою Родину. «Мне за державу обидно», – это была позиция и Поспелова. И мзду он тоже не брал, за что его уважали.

Любопытно, что враги не просто боялись Поспелова, но считали его чуть ли не боевым магом – настолько внезапно он мог появиться среди бандитов и контрабандистов и разгромить их.

Однако в тот сложный период его погранотряд постепенно распался. Силой удержать солдат Поспелов не мог – они бежали по домам или за рубеж. Сам же офицер говорил, что он пограничник и никуда не уедет: «Мое дело – охранять границу Отечества».

Из всего командования он здесь остался один, поддерживаемый несколькими бойцами. Причем среди них была и его собственная жена, которую он научил cтpeлять не только из винтoвки, но и из пyлeмeта и даже пользоваться гpaнaтaми. (Так что никаких «ребята, пyлeмeт я вам не дам».)

И постепенно даже такими малыми силами Поспелов организовал пограничную службу заново. И выбил из этих мест шайки бандитов и контрабандистов.

С 1919 г. Поспелов присоединился к большевикам и стал руководить красным пограничным батальоном, а также учить юных будущих пограничников.

Это был человек, действительно достойный того, чтобы снять о нем фильм. Жаль только, что мало кто знает о том, кто был реальным таможенником, не бравшим мзду и душой радевшим за державу.

На этом поприще он продолжал действовать в русле «боевой магии». И порой совершал поступки самые неожиданные. Например, распродал все свои старые, но недешевые ковры из дома, чтобы купить своим подопечным солдатам провизию.

Вот такие cyдьбы... Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"
Вот такие cyдьбы... Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

Подойдя к зрелому возрасту, активный офицер не успокоился в своей деятельности. Хоть его и отправили в бессрочный отпуск, когда он перевалил 40-летний рубеж, но он продолжил трудиться для Родины: стал помогать экспедиции Академии наук СССР искать серу в Кара-Кумах.

Его позвали как консультанта и сделали начальником научного каравана, причем в 2 геологоразведочных экспедициях. И каждая из них добилась отличных результатов: было найдено много серы для ее промышленной переработки.

Накануне и во время Великой Отечественной неутомимый труженик работал в пожарной охране Ташкента (к сожалению Поспелова, на войну его не взяли по возрасту).

Уже 70-летнему Поспелову в уже мирной Узбекской ССР присвоили статус персонального пенсионера Республики. И, в отличие от своего кино-«потомка», ушел он из жизни в мирное время и естественным образом.

К сожалению, о фильме Михаил Дмитриевич не успел узнать. «Белое солнце пустыни» задумали снимать в 1967 г., на экраны он вышел в 1970 г., а героя не стало в 1962 г.

Но именно его образ был воплощен в одном из любимых героев советского кино.