Когда в марте 1991 года в Грузии состоялся референдум о независимости республики, за выход из СССР отдали голоса более 99% грузин. Они наивно верили словам рвущихся к власти националистов о том, как классно они будут жить без русских. Что с развалом Союза и «достижением свободы и демократии» из их земных недр мёд потечет. Звиад Гамсахурдия утверждал: «Нефть нам заменит «Боржоми». Ее продаж будет достаточно для того, чтобы Грузия ни в чем не нуждалась».
Что там говорить, в составе Советского Союза грузины жили припеваючи. Попивая кофе по-турецки, сваренный на горячем песке в одном тбилисских кафе, те, кому за 60 вспоминают былое. Как в первых числах марта, когда зацветала мимоза, ездили к родственникам в деревню. Шли в рощу и обрывали душистые цветочные ветки. Собирали в мешки, везли домой, а потом складывали аккуратно в чемодан, одна к одной, чтобы не помять.
Оставалось купить билет на поезд или самолет и везли цветы в Москву на продажу. Каждая веточка в день 8 Марта у входа в метро уходила в миг. Отметив удачную поездку в московском ресторане, возвращались в Тбилиси с наполовину наполненным деньгами чемоданом.
Те, кто жил в Сухуми до того как вспыхнула гражданская война, вез в Россию мандарины. Тоже шли на ура. Был у нас в те годы дефицит этого южного фрукта, который рос в субтропической зоне нашей необъятной страны. Всем хотелось украсить новогодний стол оранжевыми душистыми плодами.
Проголосовав за выход Грузии из состава Советского Союза, никто не задумался, а где она будет брать ресурсы, чтобы жить дальше. Ведь газ, солярку, бензин и электроэнергию поставляла в республику Россия. Оставшись без них, грузины испытали шок. Вспоминают, как в Тбилиси давали электричество по часам, отключили отопление и горячую воду.
В городских квартирах пришлось ставить буржуйки с выведенной в форточку трубой. В топку шли деревья из парков, деревянные заборы, старая мебель и книги.
Расходы на жилищно-коммунальные услуги тоже возросли в несколько раз. Чтобы подняться на лифте в свою квартиру жителям столичных многоэтажек приходилось кидать мелочь в специальный монетоприемник.
В Грузии не любят вспоминать вспыхнувшую после объявления независимости гражданскую войну. Тогда от нее отделились Абхазия и Южная Осетия, погибли тысячи человек и еще больше стали беженцами, спешно покинувшими свои зажиточные дома.
Еще одна тема, о которой не принято говорить, это победа России в войне с Грузией в августе 2008 года. Тогда буквально за несколько дней обученная и оснащенная американцами грузинская армия была полностью разбита. С тех пор между нашими странами введен визовой режим. Для въезда в Россию посредники берут с грузин за оформление визы не менее трех тысяч долларов. Мимозу и мандарины уже не повезешь.
Теперь грузинская молодежь из иностранных языков предпочитает английский. Те, кто по-русски и немного говорит по-русски, обучались дома у своих бабушек и дедушек. За 30 лет после распада СССР русский язык был практически изъят из обихода. Если до 1991 года в Грузии проживало более 340 тысяч русских, то по переписи 2014 года осталось 25 тысяч.
Что можно сказать в заключение
Время вальяжной жизни грузин в составе СССР, когда было централизованное снабжение Грузии ресурсами, ее курорты посещали миллионы отдыхающих, а на рынках российских городов шла активная торговля цветами и мандаринами, безвозвратно ушло. Суверенитет принес грузинам гражданскую войну с ее бедами, конец роскошной жизни и нищенское существование для многих.
Больше добавить тут нечего.