Найти тему
Цитадель адеквата

НЛО: Шесть фактов из истории вопроса

Множество людей недоумевает, почему официальная наука, как чёрт от ладана, бежит от фактов, неопровержимо доказывающих посещение нашей планеты пришельцами. Но не бежит же! Или, как минимум, не любая. Конечно, с точки зрения точных и естественных наук вымышленные события не представляют интереса. Однако, с позиций культурологии современный фольклор не менее ценный материал для исследований, чем мифология древних шумеров.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

«Летающие тарелки» — миф, но как таковой, они, безусловно, существуют, развиваются, меняясь со временем. И, как и всякий другой миф, этот в определённой среде обязан считаться правдой. По большому же счёту, правдой, как минимум, являются шесть фактов изложенных ниже.

1. Первый всплеск сообщений о неопознанных летающих объект ах пришёлся на рубеж XIX и XX веков. По странному стечению обстоятельств событие это совпало с появлением жёлтой прессы и самого термина «жёлтая пресса», а наблюдения ограничивались территорией США. Объекты в то время не были ещё дисковидными , именовались «летающими кораблями» и уверенно идентифицировались очевидцами, как дирижабли с паровыми или даже педальными двигателями . Энлонавты же описывались, как обычные люди (американцы или иностранцы).

Сенсация угасла после появления настоящих дирижаблей, но в дальнейшем часть ранних наблюдений (в сильно отредактированной форме) была, всё-таки, включена в уфологический канон.

2. Трактат «Вайманика-шастра», стилистически представлявший собой технический справочник, но описывающий древнеиндийские летательные аппараты, вышел из-под пера медиума Суббарайи Шастри в начале 20-х годов прошлого века. Обстоятельные беседы с духом мудреца Бхарадваджи (умер во II тысячелетии до н. э), знания, почерпнутые в машиностроительном колледже, а также несомненное влияние творчества Жуля Верна, в сумме породили грандиозные орнитоптеры, самолёты и вертолёты с паровыми м ашинами и десантом слонов на борту. Как следствие, трактат не был понят современной автору индийской аудиторией, с одной стороны, уже видевшей настоящие самолёты, а с другой, знавшей, что согласно Махабхарате виманы богов, колесницы, причём, импортные, греческого производства (не шутка) .

Современная трактовка виман, — уже не с паровым, а с «ртутно-вихревым» двигателем появилась в 1985 году.

3. Вторая волна сообщений о встречах с НЛО раскатилась в 1946 году из Швеции. Вспышка в США оказалась вторичной, и долгое время Европа лидировала по количеству наблюдений. Однако, в современный канон вошли почти исключительно американские сообщения. Именно в США конца 40-х годов впервые форма аппаратов пришельцев стала описываться, как дисковидная, а сами пришельцы, как «серые коротышки». Европей цы же после этого ещё 30 лет видели корабли иной (очень разнообразной) формы и инопланетян самых немыслимых обличий. Характерно также, что если американские «греи» занимались более-менее обычными для пришельцев вещами (в основном, терпели крушения), то поведение алиенов европейского бразца было до крайности экстравагантным

А ведь была ещё южноамериканская школа!

4. Утвердившийся в последней четверти прошлого века канон мифа об НЛО был основан, включая заимствование визуальных образов, поведенческих моделей действующих лиц и даже терминологии, на фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего рода». Не наоборот. Хотя, Спилберг, конечно, и вдохновлялся существовавшей уже к тому времени американской (но не европейской) версией легенды, но глубоко и творчески переработал её, выбросив много лишнего, и многое же добавив от себя . Режиссёрская трактовка оказалась очень удачной, более целостной, менее противоречивой внутренне, чем стихийная, и была принята не только в США, но, постепенно, и в Европе, вытеснив там местные мотивы. Для российской же аудитории, ознакомившейся с уфологической мифологией поздно, спилбергский канон с самого начала являлся единственным.

5. Миф вошёл в период глубокого кризиса на рубеже XX-XXI столетий. Количество публикаций на тему наблюдения НЛО стало стремительно сокращаться. Сложные сюжеты, связанные с похищениями, общением с пришельцами, до этого, не просто типичные, но и игравшие центральную роль, либо исчезли, либо стали очень редки. Видеокамеры в каждом телефоне и на каждом столбе просто уничтожили жанр устной «городской байки» . Сообщение, чтобы казаться достоверным, уже не может основываться только на рассказах «очевидцев», а требует ещё и подтверждения видеоматериалами.

6. В настоящий момент уфология не просто умерла, но и основательно забыта. Что приводит к забавным казусам. Множество людей, наблюдавших некие «огни» или «диски» в небе, уверены, что видели НЛО. Увы, нет. «НЛО» — это другое. Уфологией признаётся лишь «длительное наблюдение объекта с минимальной дистанции, при котором отчётливо различимы его детали » . В любом другом случае, можно говорить лишь о том, что объект не опознан наблюдателем. Но наблюдатель — не специалист! Специалист же (в том числе и учёный-уфолог ) ничего не может сказать о природе объекта, описанного как просто « серебристый диск» или «огни в небе». Это может быть абсолютно всё что угодно, так что, вариант «пришельцев» в таком случае не рассматривается даже правоверными уфологами.