Множество людей недоумевает, почему официальная наука, как чёрт от ладана, бежит от фактов, неопровержимо доказывающих посещение нашей планеты пришельцами. Но не бежит же! Или, как минимум, не любая. Конечно, с точки зрения точных и естественных наук вымышленные события не представляют интереса. Однако, с позиций культурологии современный фольклор не менее ценный материал для исследований, чем мифология древних шумеров.
«Летающие тарелки» — миф, но как таковой, они, безусловно, существуют, развиваются, меняясь со временем. И, как и всякий другой миф, этот в определённой среде обязан считаться правдой. По большому же счёту, правдой, как минимум, являются шесть фактов изложенных ниже.
1. Первый всплеск сообщений о неопознанных летающих объект ах пришёлся на рубеж XIX и XX веков. По странному стечению обстоятельств событие это совпало с появлением жёлтой прессы и самого термина «жёлтая пресса», а наблюдения ограничивались территорией США. Объекты в то время не были ещё дисковидными , именовались «летающими кораблями» и уверенно идентифицировались очевидцами, как дирижабли с паровыми или даже педальными двигателями . Энлонавты же описывались, как обычные люди (американцы или иностранцы).
Сенсация угасла после появления настоящих дирижаблей, но в дальнейшем часть ранних наблюдений (в сильно отредактированной форме) была, всё-таки, включена в уфологический канон.
2. Трактат «Вайманика-шастра», стилистически представлявший собой технический справочник, но описывающий древнеиндийские летательные аппараты, вышел из-под пера медиума Суббарайи Шастри в начале 20-х годов прошлого века. Обстоятельные беседы с духом мудреца Бхарадваджи (умер во II тысячелетии до н. э), знания, почерпнутые в машиностроительном колледже, а также несомненное влияние творчества Жуля Верна, в сумме породили грандиозные орнитоптеры, самолёты и вертолёты с паровыми м ашинами и десантом слонов на борту. Как следствие, трактат не был понят современной автору индийской аудиторией, с одной стороны, уже видевшей настоящие самолёты, а с другой, знавшей, что согласно Махабхарате виманы богов, — колесницы, причём, импортные, греческого производства (не шутка) .
Современная трактовка виман, — уже не с паровым, а с «ртутно-вихревым» двигателем появилась в 1985 году.
3. Вторая волна сообщений о встречах с НЛО раскатилась в 1946 году из Швеции. Вспышка в США оказалась вторичной, и долгое время Европа лидировала по количеству наблюдений. Однако, в современный канон вошли почти исключительно американские сообщения. Именно в США конца 40-х годов впервые форма аппаратов пришельцев стала описываться, как дисковидная, а сами пришельцы, как «серые коротышки». Европей цы же после этого ещё 30 лет видели корабли иной (очень разнообразной) формы и инопланетян самых немыслимых обличий. Характерно также, что если американские «греи» занимались более-менее обычными для пришельцев вещами (в основном, терпели крушения), то поведение алиенов европейского бразца было до крайности экстравагантным …
А ведь была ещё южноамериканская школа!
4. Утвердившийся в последней четверти прошлого века канон мифа об НЛО был основан, включая заимствование визуальных образов, поведенческих моделей действующих лиц и даже терминологии, на фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего рода». Не наоборот. Хотя, Спилберг, конечно, и вдохновлялся существовавшей уже к тому времени американской (но не европейской) версией легенды, но глубоко и творчески переработал её, выбросив много лишнего, и многое же добавив от себя . Режиссёрская трактовка оказалась очень удачной, более целостной, менее противоречивой внутренне, чем стихийная, и была принята не только в США, но, постепенно, и в Европе, вытеснив там местные мотивы. Для российской же аудитории, ознакомившейся с уфологической мифологией поздно, спилбергский канон с самого начала являлся единственным.
5. Миф вошёл в период глубокого кризиса на рубеже XX-XXI столетий. Количество публикаций на тему наблюдения НЛО стало стремительно сокращаться. Сложные сюжеты, связанные с похищениями, общением с пришельцами, до этого, не просто типичные, но и игравшие центральную роль, либо исчезли, либо стали очень редки. Видеокамеры в каждом телефоне и на каждом столбе просто уничтожили жанр устной «городской байки» . Сообщение, чтобы казаться достоверным, уже не может основываться только на рассказах «очевидцев», а требует ещё и подтверждения видеоматериалами.
6. В настоящий момент уфология не просто умерла, но и основательно забыта. Что приводит к забавным казусам. Множество людей, наблюдавших некие «огни» или «диски» в небе, уверены, что видели НЛО. Увы, нет. «НЛО» — это другое. Уфологией признаётся лишь «длительное наблюдение объекта с минимальной дистанции, при котором отчётливо различимы его детали » . В любом другом случае, можно говорить лишь о том, что объект не опознан наблюдателем. Но наблюдатель — не специалист! Специалист же (в том числе и учёный-уфолог ) ничего не может сказать о природе объекта, описанного как просто « серебристый диск» или «огни в небе». Это может быть абсолютно всё что угодно, так что, вариант «пришельцев» в таком случае не рассматривается даже правоверными уфологами.